Исследование, продемонстрировавшее, что тёмная сторона всегда на расстоянии шага, будет актуальным всегда.
Стэнфордский тюремный эксперимент, проходивший ровно сорок лет назад (с 14 по 20 августа 1971 года), до сих пор на слуху у всех психологов. Несмотря на то что он закончился досрочно, экспериментаторы получили тяжелейшие впечатления, а участникам были нанесены психические травмы.
Студенты-добровольцы, мечтавшие подзаработать во время каникул, откликнулись на объявление об исследовании Стэнфордского университета, которое спонсировалось американскими ВМС. Одна часть волонтёров стала «тюремщиками», другая — «заключёнными». «В первый день это была фальш-тюрьма в полуподвале с имитацией камерных дверей, — вспоминает известный психолог Филип Зимбардо, организовавший проект. — На второй же она превратилась в настоящее узилище — в сознании пленников, охранников и персонала, проводившего эксперимент». Следует отметить, что участники проходили предварительный отбор на психологическую стойкость, поэтому происходившее нельзя списывать на «плохой человеческий материал».
Г-н Зимбардо говорит, что всё переменилось на второй день, когда охранники «вошли в роль». Одному из них, Дейву Эшлмену, стало скучно, и он решил изобразить очень жестокого тюремщика (спрятав глаза за тёмными очками и изображая южный акцент). Заключенные, к которым обращались по их номерам, как раз взбунтовались и забаррикадировались в камерах. Охранники подавили бунт. «Они поверили, что имеют дело с опасными преступниками, и с этого момента эксперимент вышел из-под контроля», — рассказывает профессор Зимбардо, жалеющий о том, что не прекратил исследование на второй день.
Охранники надевали зэкам пакеты на головы, заставляли их раздеваться, отжиматься и всячески унижали. «Самым эффективным средством было прерывание сна, являющееся известной пыточной техникой», — уточняет Клэй Рэмзи, бывший в эксперименте заключённым и объявлявший голодовку. За неповиновение охранники заперли Клэя в буфете (шкафу) и для острастки наказали ещё нескольких заключённых.
Последние один за другим выводились из эксперимента из-за нервных срывов. У одного началась экзема. Как говорит Зимбардо, эксперимент настолько поглотил его, что для осознания неправильности происходящего потребовалось вмешательство извне. Психолог Кристина Маслач, с которой Зимбардо встречался, посетила место проведения эксперимента и пришла в ужас. На шестой день он был прекращён.
«Исследование продемонстрировало способность систем и ситуаций подавлять добрые намерения и превращать нормальных молодых людей в садистов», — рассказывает профессор. «Заключённый» Рэмзи считает, что Филип Зимбардо интеллектуально нажился на эксперименте, который не надо было и начинать. «Охранник» Эшлмен верит, что многое вынес из этого исследования — в частности осознание собственной способности совершать в определённых ситуациях поступки, за которые потом будет очень стыдно. Как говорит Эшлмен, увидев по телевизору издевательства американских солдат над иракцами в тюрьме Абу-Грейб, он испытал мгновенное чувство узнавания. Про Абу-Грейб вспоминает и сам Зимбардо, полагающий, что эксперимент всё-таки имел известную ценность: «Он показал, что человеческая природа не полностью контролируется тем, что мы любим называть свободной волей, и что большинство из нас может склониться к поведению, совершенно нетипичному для людей, которыми — как мы думаем — мы являемся». Кстати, профессор Зимбардо написал о психологии зла очень важную книгу — The Lucifer Effect: Understanding How Good People Turn Evil.
Выводов из исследования можно сделать много, и выводов разных. Например, Эшлмен склонен оправдывать реднеков, пытавших иракцев («Они обычные ребята»). Зимбардо — как психолог — объектифицирует предмет исследований и не даёт (во всяком случае в разговоре с Би-би-си) никаких рекомендаций для практического использования знаний, полученных из эксперимента. Ну а на наш взгляд, Стэнфордский тюремный опыт показывает, что склониться ко злу можно легко и на счёт «раз» — но индивидуальной ответственности за свои поступки это не отменяет. То есть нужно думать головой, заставлять её работать в паре с совестью, тренировать критическое мышление, а если некоторые ситуации отключают голову, надо учиться не попадать в них (а также выходить из них).
Копаст:
compulenta.ru
Комментарии (0)
RSS свернуть / развернутьТолько зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.