Психологи из Университета Виргинии (США) опытным путём выяснили, что сюрреалистические мультфильмы с гиперактивными героями нельзя показывать детям перед учёбой.
Поработав с группами четырёхлетних детей, учёные определили влияние на их исполнительные функции (высокоуровневые когнитивные процессы, которые можно сжато охарактеризовать как «учебный тонус») просмотра различных детских телепередач.
В течение девяти минут первая группа малышей смотрела эпизод мультсериала «Губка Боб квадратные штаны», вторая — спокойный канадский воспитательный мультфильм «Caillou» (повествование в котором ведёт пожилая леди), третья — рисовала. Сразу после этого участники каждой группы тестировались на способность контролировать своё поведение, решать задачи и концентрировать внимание. Результаты детей из второй и третьей групп различались незначительно и были гораздо лучше, чем у представителей первой группы.
Губка Боб действительно немного нервный, хотя и обращает внимание зрителя на насущные проблемы нашей вполне реалистичной планеты:
Руководитель исследования Анджелин Лиллард противопоставляет «фантастические, с быстрым темпом» мультфильмы «реалистическим и спокойным». Первые, согласно профессору Лиллард, оказывают негативное влияние на детские когнитивные функции, потому что герои «совершают действия, которые не имеют смысла в реальном мире и нарушают способность детей концентрироваться непосредственно после просмотра» и (или) потому что дети идентифицируют себя с «несобранными и буйными» персонажами и усваивают их черты. В то же время дети, которые смотрят спокойные передачи, способны даже на отсрочку удовольствия (в четыре-то года).
«Caillou» — спокоен и логичен; разве что непонятно, почему детсадовцы смеются, когда их просят найти в комнате детектор дыма.
Похвально, что профессор Лиллард и её студентка Дженнифер Питерсон не проявляют фанатизма: они подчёркивают, что не исследовали долгосрочное влияние Губки Боба и квебекского мальчугана по имени Булыжник на детскую психику; просто родителям следует иметь в виду, что сразу после будоражащих мультфильмов от детей вряд ли можно ожидать усидчивости и послушания. (От себя добавим, что — при всём уважении к учёным — Губка Боб вряд ли является типичным героем фантастических, алогичных и быстро мелькающих мультфильмов; маскирующийся под гуманоида моллюск — это, пожалуй, крайний случай. Но это не значит, что Губку нужно сбрасывать с корабля современности.)
Результаты исследования опубликованы в журнале Pediatrics.
Комментарии (0)
RSS свернуть / развернутьТолько зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.