Автор: Андрей Письменный
Кинорежиссёр и писатель Эррол Моррис задался вопросом: влияет ли выбор шрифта на восприятие текста, и если влияет, то как именно? Ответы оказались очень занимательными, и их опубликовали в New York Times. Хоть результаты и происходят не из научных источников, проделанные эксперименты показывают явную зависимость отношения читателя к написанному от начертания букв.
Сперва поиски навели Морриса на полуанекдотичную запись из блога студента Фила Рено. Рено в 2006 году рассказал следующую историю: участь на шестом курсе, он заметил, что стал получать за сочинения одни пятёрки — прямо как в начале своего обучения. В середине же он скатывался до четвёрок и троек, что его очень печалило.
Рено усомнился в том, что испытывал творческий кризис и смог из него выбраться: по его ощущениям, сочинения не становились хуже и не улучшались. Зато, перебрав их, он нашёл другую закономерность: два раза за неполные шесть лет он менял шрифт, которым печатал работы, и смена шрифта в точности совпадала с периодами ухудшения и улучшения оценок. Первым шрифтом был распространённый Times New Roman, вторым (принёсшим неудачи) — Trebuchet MS, а третьим (вернувшим славу отличника) — Georgia.
Одних только ощущений студента-филолога для каких-то выводов, конечно, недостаточно. Эррол Моррис нашёл ещё один эксперимент, подтверждающий влияние шрифтов, — на этот раз несколько более солидный и крупномасштабный.
Бенджамин Берман — аниматор из студии Fourth Floor Productions, поставил следующий опыт, который был предложен читателям New York Times. Каждому подопытному предлагалась фраза из книги Дэвида Дойча «Начало бесконечности», звучит она так: «Мы живём в век беспрецедентной безопасности». И на выбор давалось шесть ответов: «слегка согласен», «почти согласен» и «согласен» и те же три градации для негативного ответа. Фраза при этом была написана одним из шести шрифтов: Baskerville, Computer Modern, Georgia, Helvetica, Comic Sans и Trebuchet.
Было опрошено 45,5 тысяч респондентов, и на основе результатов построены графики. Наиболее интересны результаты, получившиеся после того, как степеням согласия или несогласия присвоили коэффициенты от одного до пяти и сложили полученные результаты, получив суммы для разных шрифтов. На графиках отчётливо видно, какие шрифты подталкивают людей к наиболее решительным ответам.
Вот графики для ответивших утвердительно.
А это негативные ответы.
Получается, что Baskerville суммарно дал самое сильное согласие и самые слабое несогласие. То есть фраза, написанная им, вызывает наибольшее доверие. На втором месте — Computer Modern, а остальные шрифты не дают столь же ясных результатов. Заметно разве что, что Comic Sans (декоративный шрифт, любимый многими пользователями и презираемый дизайнерами) даёт очень малую уверенность в положительных ответах и находится среди лидеров по негативным ответам.
Чем так выделяется Baskerville? Моррис обратился за комментарием к профессору психологии в Корнелльском университете Дэвиду Даннингу, и тот подтвердил догадку о том, что у шрифтов бывает разные характеры, подобные человеческим. Baskerville — наиболее формальный из предложенного набора шрифтов, и всё написанное им кажется особенно солидным.
Эррол Моррис, рассуждая о «характерах», которые мы угадываем за шрифтами, приводит в качестве примера почерки: по ним мы нередко можем судить об авторе текста и даже о его настроении в момент письма.
Значат ли эти исследования, что для вселения уверенности в написанном достаточно выбрать шрифт Baskerville? Утверждать этого нельзя, покуда не выявлена и не сформулирована настоящая причина закономерности, а не сама закономерность. Но в её существовании сомнений практически не остаётся. И не только потому, что статья в New York Times написана красивым и самоуверенным шрифтом.
Копаст: computerra.ru
Комментарии (0)
RSS свернуть / развернутьТолько зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.