PSNet, developing for LiveStreet CMS

Запостить!

Американские аналитики пророчат россиянам вымирание -2

Окончание. Начало тут.

III

Понятие «социальный капитал» (очень близкое, если не идентичное, понятие — «социальная синергия») употреблялось многочисленными исследователями, среди которых Пьер Бурдьё, Фрэнсис Фукуяма, Роберт Патнэм, Джеймс Коулмэн. Последний утверждает, что социальный капитал «существует в отношениях между личностями» и «делает возможным достижение целей, которых невозможно достигнуть в его отсутствие». Коулмэн выделяет три формы социального капитала: доверие в социальной среде, информационная пропускная способность социальной структуры, нормы/санкции. Фукуяма сводит социальный капитал к уровню доверия в обществе, а Патнэм — к участию людей в добровольных общественных ассоциациях. Общую основу под определения подвести довольно легко; Эберстадт пишет, что чем больше социальный капитал общества, тем оно дальше от атомизированного состояния. Патнэм также высказывает предположения о связи между индивидуальным счастьем и социальным капиталом общества (здесь можно вспомнить Эмманюэля Левинаса, утверждавшего, что счастье не есть атрибут личности — оно конституирует личность, через «причастность не бытию, но счастью»). Понятие социального капитала также использовали в своих работах четыре нобелевских лауреата по экономике.

Опираясь на эту мощную теоретическую базу, Эберстадт приводит, на наш взгляд, самые интересные данные в своём исследовании: по добровольному участию граждан в общественных организациях и ассоциациях (Россия — в нижней части списка из 70 стран); по ответу на лобовой вопрос «Стоит ли доверять людям?» (россияне — скорее не склонны); по субъективному мировосприятию (несчастны более половины россиян; в целом несчастнее только украинцы, болгары и румыны (см. рис. 2); россияне несчастнее даже тех, кто беднее их в восемь раз); по показателю happy life expectancy (введённому Руут Фейнхофен, из Роттердамского университета), производному от счастья и ожидаемой продолжительности жизни (Россия демонстрирует удручающе низкий результат, см. рис. 3).



Далее Эберстадт пытается связать нищету социального капитала современной России с «популярными» в нашей стране причинами смертности (социальные сети поддерживают больных, способствуют диагностике болезней, снижают стресс; мы лаконизируем — чем менее люди безразличны друг к другу, тем меньше они болеют, а также — чем счастливее человек, тем меньше у него причин пить горькую и особенно убивать спьяну), выдвигает гипотезу о связи низкого уровня социального капитала в России с перекосами политической системы («суверенной демократией» и «властной вертикалью») и останавливается в шаге от того, чтобы связать маленький социальный капитал с низкой рождаемостью. (Здравый смысл, однако, подсказывает нам, что счастливые люди скорее заведут ребёнка, чем несчастливые; счастливые люди создадут более мощные, более разветвлённые социальные сети, чем несчастливые; а участие в разветвлённых социальных сетях дополнительно располагает к тому, чтобы заводить детей).

Эберстадт не новатор и не срыватель покровов; он отдельно указывает, что только научных исследований, связывающих социальный капитал с продолжительностью жизни и уровнем здоровья, до 2000 года опубликовано 50, а в 2000–2009 годах — более 620. Итоговая часть доклада подчёркивает, что демографический кризис России, угрожающий перспективам экономического развития страны и её статусу военной сверхдержавы, имеет корни в пренебрежении российской элитой «человеческими ресурсами» (human resources, ещё один часто употребляемый в исследовании термин), из которого и проистекает низкий уровень социального капитала. Как отмечает Эберстадт, ни одной «сырьевой сверхдержавы» в мире пока нет; самые развитые страны — развивающие человеческие ресурсы и наращивающие социальный капитал.

IV

Рецепт Эберстадта для России — радикальная смена менталитета; рецепт (возможно, по причинам, о которых — ниже) дан мимоходом, потому что реальных возможностей для выхода «Пьяной нации» из долгосрочного спада, «завязанного» на демографический, учёный не видит, хотя и повторяет в финале, что миру нужна сильная Россия, богатая человеческими ресурсами (слабеющая Россия будет более непредсказуемой и опасной).

Смена менталитета единым волевым усилием, как нам кажется, вряд ли возможна; тем более меня, Фернандо Линча де ла Куадро, потомка каталанских, баскских и ирландских (по матушке) республиканцев, пугает превращение симпатичных мне россиян в протестантов с лошадиными мордами наподобие уважаемого г-на Эберстадта (что, зарубите меня мачете, г-н подразумевает, снисходительно говоря о смене менталитета). Где саксонский (немецкий или английский) протестант, там картофельный голод, апартхейд, линчуют негров, бросают евреев и цыган в газовые печи и спускают на парашюте атомные бомбы на японцев. Dixi.

Кроме шуток, мне обидно, что российские команданте не только пренебрегают социальным капиталом, но даже не знают, что это такое, в то время как даже правый американский аналитик, сотрудничающий с консервативным пандитом Уильямом Кристолом (сыгравшим ключевую роль в выдвижении Сары Пэйлин в кандидаты в вице-президенты от республиканской партии США в 2008 году), опубликовавший книгу о том, что проблема бедности в США переоценена (так как бедные, получая пособия и льготы, имеют доход выше того, который используется для расчёта размера пособий и льгот), 11 лет назад напророчивший скорый конец Северной Корее… даже американский консервативный (лишь четверть века назад их кумир Мэгги Тэтчер утверждала, что общества не существует) аналитик не только усвоил, что такое социальный капитал, но и активно оперирует этим понятием, а также множеством сопряжённых. Ах, да, среди коллег Эберстадта по AEI — прекрасный во всех отношениях человек Ньют Лерой Гингрич (про которого «Монти Пайтоны» шутили «Newts make good pets»).

V

В США доклад Эберстадта, скорее всего, станет очередным снарядом в культурной войне между правыми и левыми. Показательно, что при обсуждении прошлого материала Эберстадта о российской демографии о самой России быстро забыли. Экспертное сообщество интересовал вопрос, не случится ли подобный российскому демографический кризис в развитых странах, а также почему в так называемых welfare states Западной Европы уровень рождаемости ниже, чем в либертарианской Америке.

Что касается надежд и перспектив для России, то они могут корениться, повторимся, не в смене менталитета, а в развитии человеческих ресурсов и накоплении социального капитала. В российском обществе, согласно Эберстадту, существует ядро со сравнительно высокой социальной синергией — люди с высшим образованием (и высокой ожидаемой продолжительностью жизни); согласно приведённым Эберстадтом данным, доля счастливых среди них вдвое (!) больше, чем в целом по стране. (Очень жаль, но исследователь не привёл данных по инвестициям в детей, где россияне были бы сегрегированы по образовательному признаку; Эберстадт ограничивается признанием того, что информация противоречива: с одной стороны, в России много беспризорников, с другой стороны, абсолютное большинство россиян чадолюбиво и склонно обеспечивать детям правильную диету, даже отказывая в пище себе.)

В синергическом ядре российского общества постоянно увеличивается количество связей благодаря росту числа интернет-пользователей. Чем дальше, тем больше ядро будет осознавать себя и самоорганизовываться, а также расширяться. Соответствующие процессы разворачиваются повсеместно. Примеры — ассоциации автомобилистов и велосипедистов или популярная веб-энциклопедия мемов lurkmore.ru. «Зашкаливающее количество ненависти» к «быдлу» на страницах сайта — ни в коем случае не дискриминация по образовательному или территориальному признаку. Высмеивается только нежелательный lifestyle: неправильное питание, курение во время беременности, асоциальное поведение («жлобство»). Ядро общества распространяет свои ценности — «Учи матан» (любовь к точным наукам), а также приветствует способность аргументировать свою точку зрения.

Вопрос о том, станет ли нынешняя квазиэлита давить квалифицированного работающего семейного-с-детьми Анонимуса с высшим образованием, ездящего на велосипеде, — ключевой для будущего нашей страны.

Правда, есть ещё вопрос «сможет ли?». Да и заметит ли?

P. S. Библиографию на тему «Социальный капитал в России» см. здесь.

Источник: compulenta.ru
  • +4
  • 18 августа 2010, 11:34
  • drtot

Комментарии (0)

RSS свернуть / развернуть

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.