Если не изменить надстройку, то как ни старайся, как ни вкладывай миллиарды, ничего, кроме нового феода, из Сколково не выйдет.
Взаимодействие базиса и надстройки, если отрешиться от идеологических установок, заранее предсказывающих ответ, есть одна из интереснейших областей диванно-прикладной философии. Насколько базис, то есть производственные отношения, действительно доминирует над надстройкой, сиречь политическими, правовыми, религиозными, художественными и философскими взглядами общества и соответствующими им политическими, правовыми и прочими учреждениями?
Следует помнить, что производственные отношение и производство — понятия разные. Капиталистические производственные отношения вполне возможны при изготовлении каменных топоров, а феодальные — в лунном проекте. Но если производственные отношения влияют на надстройку, то насколько значим обратный процесс, влияние надстройки на базис? Быть может, при определенных условиях они равны? И, страшно сказать, вдруг надстройка способна переварить любой базис, приспосабливая его под свои нужды? Тогда, как ни старайся, как ни вкладывай миллиарды, ни создавай налоговые послабления, ничего, кроме нового феода, из Сколково не выйдет.
Представим себе, что гобийские маги Чингисхана получили возможность создавать компьютеры. Возражения, что законы развития исключают такое, что компьютер есть продукт цивилизации и его невозможно воспроизвести, не воспроизведя всю цепочку технологий, отметем, как неорганизованные. Потому что компьютер Чингисхана — биологический. Это человек, мозг которого после соответствующего воздействия (быть может, даже внутриутробного) получил возможность обрабатывать информацию и выдавать результат на уровне, сегодня доступном лишь суперкомпьютерам. Еще он способен телепатически связываться с другими биокомпьютерами, а способен и не связываться, если будет отдана соответствующая команда. Собственной воли и собственных желаний человек-компьютер не имеет, и, не будучи озадачен какой-нибудь проблемой, тихонько сидит в отведенном ему месте, ожидая магическое слово «Пуск». Не размножается, а хоть бы и размножался, способности не передаются по наследству, тут требуется вмешательство магии.
Зачем Чингисхану компьютер? Разумеется, не для того, чтобы играть по-переписке в шахматы с Великим Инкой. Дел множество. Меня со времен прочтения трилогии Яна о нашествии монголов терзает вопрос, чем они, монголы, кормились на пути от Большого Монгольского Улуса до, к примеру, Рязани (что там был не Чингис, а Батый, я знаю)? Миллионная орда требует тысячи тонн овса для лошадей, тысячи тонн провизии для людей, тысячи тонн воды, и прочая и прочая — ежедневно! Откуда брались провизия, вода, овес и сено? Может, монголы владели способами подпространственного перемещения? Или Каракорум находился прямо за Волгой? Или монгольская орда была по численности равна орде Кортеса?
С компьютерами проблема перестает быть неразрешимой. Компьютеры Чингисхана своими расчетами обеспечивали оптимальное снабжение войск. Да и в мирном хозяйстве логистика — дело важное, в те времена важное вдвойне. А еще биокомпьютеры предсказывали погоду, прогнозировали урожай на землях вероятного противника, предупреждали о стихийных бедствиях, обеспечивали связь в Орде, далее по вкусу.
Вопрос: станет ли Чингисхан производить биокомпьютеры (БК) массово? Гобийская магия это позволяет, расходы невелики, берешь рабыню, даешь ей спайс оглой-хорхоя и еще кое-что… Но позволяет ли заниматься товарным производством надстройка? Производить БК и продавать или сдавать в аренду хоть эмирам, хоть конунгам, хоть Папе, да что папе, любому феодалу средней руки за взаимоприемлемую цену? По молодости Чингис продал Инке полдюжины БК, нужно было золото, но потом спохватился. В феодальном обществе положение индивидуума на лестнице власти много важнее положения на лестнице богатства. Не богатство дает власть, а наоборот. Богача всегда можно обложить данью, не обеднеет, а то и просто изгнать или уничтожить, забрав имущество себе. Можно придумать предлог — мол, Бафомету поклоняется, а можно и так, без предлога. Именно потому место в иерархии на царском пиру отстаивали, не щадя живота своего. Кто выше, тот и сильнее, уступить — умереть. Биокомпьютеры Чингисхан использовал (бы) для укрепления своей, Чингисовой власти. Гобийских магов обезглавил, чтобы ненароком не предали, предварительно, разумеется, выпытав секрет производства. И производил БК лишь для себя — по мере надобности. Может быть, обходился одним-единственным биокомпьютером. Потому что дать БК другому, пусть за очень высокую цену, опасно для места в иерархии. Только на смертном одре Чингис откроет тайну правильному сыну Угедею. Тут главное угадать с моментом передачи секрета производства, не поспешить и не промедлить.
Буржуазное государство укрепляет экономику. Феодальное укрепляет даже не власть, нет, оно укрепляет вертикаль власти, то есть иерархическую структуру, в которой верхи повелевают низами, пусть с ослаблением экономической составляющей страны в целом, зато увеличением притока богатств в отдельно взятый сундук.
Идеальной вертикалью власти является абсолютизм. Увы, как любой идеал, он недолговечен: Людовик Четырнадцатый достиг зенита, Людовик Шестнадцатый сложил голову на механической плахе.
Комментарии (0)
RSS свернуть / развернутьТолько зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.