Поющего робота учат импровизировать джазовые дуэты с человеком. Исследователи надеются, что это позволит пролить свет на природу сознания.
Антонио Челла из Университета Палермо (Италия) работает с системой Telenoid, созданной японской лабораторией Hiroshi Ishiguro. Первым делом робота учат имитировать движения певца и простые звуки, а также связывать музыку с теми или иными эмоциями. Затем г-н Челла посмотрит, сможет ли Telenoid использовать эти связи для импровизации, то есть выбирать такие движения и особенности вокализации, которые будут дополнять действия партнёра по дуэту.
Интеллект часто определяется как способность находить связи между вещами — например, ключом и замком. Но сознательное существо, по словам г-на Челлы, должно идти дальше, создавая новые связи — между, скажем, музыкальными фразами. Это, в сущности, и есть импровизация.
В беседах с учёным джазовые музыканты говорили о том, что у них в голове имеется собрание музыкальных фраз, которые они способны соединить по-новому. Важно при этом находиться в мечтательном состоянии, то есть не совсем сознательном, но и не бессознательном. Вот именно такое состояние г-н Челла и хочет воссоздать в машине.
О своих идеях исследователь рассказал на Международной конференции по искусственным нейронным сетям в Лозанне (Швейцария).
«Эта работа поднимает интересные вопросы о связи между сознанием и музицированием», — говорит музыкант и учёный Филипп Паскье из Университета Саймона Фрейзера (Канада). Но он скептически относится к тому, что робот-музыкант нуждается в физическом теле, ведь многим искусственным композиторам достаточно существования в виде ПО.
По словам г-на Паскье, автоматизация музыкальности сводится к двум задачам: сочинению и интерпретации. Уже разработано ПО, которое способно имитировать Баха, говорит он. Интерпретация, с другой стороны, подразумевает такую специфически человеческую особенность, как эстетическое суждение, то есть, говоря простыми словами, вкус. «”Битлз” получили известность благодаря способности не только сочинять, но и блестяще интерпретировать», — отмечает специалист.
Ещё один важный момент заключается в том, что композиторы часами слушают чужую музыку. «Люди не склонны работать в вакууме», — подчёркивает г-н Паскье. По его мнению, роботу г-на Челлы следовало бы прежде всего послушать различные версии джазовых стандартов.
Копаст: compulenta.ru/
Комментарии (0)
RSS свернуть / развернутьТолько зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.