Главным проектом 2012 года должен был стать шутер Bioshock Infinite Кена Ливайна и студии Irrational Games. Но игру перенесли на следующий год, поэтому список сюрпризов пришлось корректировать. Что и сделали сотрудники VentureBeat, перед самым Рождеством назвавшие самые интересные игры и тенденции уходящего года.
Почему-то к ним в любимчики попал шутер от первого лица Call of Duty: Black Ops II. Издательство Activision (и ассистирующий ему в России «Новый Диск») выпустило игру на ПК, PlayStation 3, Xbox 360 и Wii U. «Treyarch, студия, годы напролёт делавшая худшие части серии Call of Duty, как будто начала с чистого листа». В заслугу игре ставятся попытки добавить хоть какую-то нелинейность в миссии, некоторое разнообразие происходящего и стратегические элементы. Впрочем, что бы вы ни думали об игре — она стала абсолютной доминантой на рынке развлечений этого года. По данным маркетинговой компании Chart-Track, новинке понадобилось всего 15 дней, чтобы честно отнять у пользователей $1 млрд, и это новый рекорд.
Возрождение квестов названо второй приятной тенденцией уходящего года. «Возрождение», конечно, слишком громкое слово, но ситуация всё-таки чуть улучшилась. В начале года Тим Шефер, автор классических квестов Full Throttle!, Monkey Island и Grim Fandango, решил «вернуться к корням» — разработать новую адвенчуру. Через Kickstarter планировалось собрать $400 тыс., а соскучившиеся по классическим квестам поклонники расщедрились аж $3,3 млн. Не стоит забывать и о The Walking Dead, хотя это и не совсем квест. А ещё осенью появилась Chaos on Deponia студии Daedalic Entertainment, которую часто называют «немецкой LucasArts».
Особых похвал удостоились Street Fighter X Mega Man (вышла к 25-летнему юбилею серий), пошаговая фэнтези-стратегия Warlock: Master of the Arcane и экшен-РПГ Dragon's Dogma. Последнюю сложно назвать действительно успешной, но это новая торговая марка, и дебют, как считают в Capcom, оказался вполне достойным. В общем, мы стали свидетелями зарождения новой серии.
Отдельно хочется сказать о приставке PlayStation Vita, которая появилась на Западе в феврале (и в декабре 2011-го — в Японии). Слабая стартовая линейка игр чуть было не отправила хендхелд в список никому не нужных гаджетов, но с середины года Sony Computer Entertainment всё-таки исправилась и выдала несколько интересных вещей. Особенно VentureBeat приглянулась ролевая игра Persona 4 Golden.
Ну а главным ММО-событием года признан выход ролевой многопользовательской игры Guild Wars 2. Студия ArenaNet и издательство NCsoft выпустили её в конце августа. Победить World of Warcraft пока не удаётся, но, по сути, Guild Wars 2 стала единственной ММО, способной хоть что-то противопоставить Blizzard. «Это гораздо более интересный, комплексный и затягивающий проект, чем мы представляли, — пишут авторы. — Да и отсутствие ежемесячной платной подписки — весьма важное преимущество».
Трейлер игры Guild Wars 2:
Считанные дни остались до конца года, который, по доброй традиции, обещал стать «самым лучшим в истории игровой индустрии». В январе 2012-го СМИ, помнится, охотно восторгались, предрекали тотальный успех и чуть ли не вселенское игроцкое счастье. Но провалов и разочарований было не счесть, и VentureBeat остановился на самых «главных».
Кое-кто остался недоволен экшеном Assassin’s Creed III. Странно, что от игры, представляющий весь мир и историю человечества как арену сражения ассасинов и тамплиеров, вообще чего-то ждали. Основные претензии сводятся к странной игровой механике и бесполезным и скучным побочным заданиям. А ещё ребят из VentureBeat задел за живое сюжет: «Игровая история, разворачивающаяся в наши дни, попросту показывает средний палец своим самым преданным поклонникам».
А некоторых взбесили постоянные задержки игр. Журналисты просто перечисляют проекты, в которые им очень хотелось поиграть, но они были перенесены на 2013-й. Вот этот список: Sly Cooper: Thieves in Time, Tomb Raider, Bioshock Infinite, Ni no Kuni: Wrath of the White Witch, Metal Gear Rising: Revengeance, South Park: The Stick of Truth, DmC: Devil May Cry и Aliens: Colonial Marines.
Издательство Capcom заслужило нарекания за то, что продолжает блокировать часть материалов на дисках с играми, чтобы позже продать доступ к ним в виде скачиваемых дополнений. «F*** you, Capcom!» — заявляет один из авторов VentureBeat.
Были и другие претензии; не вдаваясь в подробности, просто назовём их. Студия Eat Sleep Play провалила весь мультиплеерный режим гоночного экшена Twisted Metal. Кому-то не понравилась Epic Mickey 2: The Power of Two: автор игры Уоррен Спектор (Warren Spector) и студия Junction Point наобещали слишком много, а в результате опять представили непотребную смесь из «странного управления, “кривой” камеры и непонятного сюжета». Свои зуботычины также получили Assassin’s Creed III: Liberation, головоломка Professor Layton and the Miracle Mask и Resident Evil 6, которая «отвратила поклонников от серии». А XCOM: Enemy Unknown, отличную пошаговую тактику, упрекнули за малое время игры и слабое разнообразие локаций, оружия, пришельцев, сюжетных и побочных миссий.
И, конечно, не удалось промолчать о Mass Effect 3. Коллег разочаровало решение Bioware изменить концовку игры в угоду расшумевшимся поклонникам: «Так нельзя — дорабатывать произведение искусства?!» Мол, даже если вас не устроил финал игры, вы посчитали его идиотским и вообще лучше знаете, что стало с командором Шепардом, есть такое понятие, как «авторское видение». Это законченное произведение, и что-то менять в нём — всё равно что переписывать финал книги, потому что пятиклассник Вася думает по-другому.
Подводя итоги уходящего года, газета New York Times вдруг решила рассказать о взаимоотношениях женщин с компьютерными и видеоиграми.
«Женщины. Вы, наверное, слышали о них. Они похожи на настоящих игроков, только с маленькими руками, глупыми скрипучими голосами и постоянно жалуются на дискриминацию», — запевает Хелен Льюис. И она права, мозги-на-просвет закомплексованных подростков-пубертатов чаще всего высвечивают именно эту глубокую мысль.
Между тем возраст среднестатистического игрока в США, а это крупнейший видеоигровой рынок мира, достиг тридцати с половиной лет, и дамы вот-вот начнут превалировать. Из года в год доля женщин, потребляющих интерактивные развлечения, растёт: в 2010-м соотношение мужчин и женщин составляло 40% к 60%, в 2011-м доля женщин выросла до 42%, в 2012-м — до 47%. По данным Entertainment Software Association, в следующем году рост лишь ускорится.
Причиной перераспределения называется резкое наращивание сегментов казуальных, социальных и мобильных игр. Именно с этим, считают в «Нью-Йорк таймс», связана одна из проблем взаимоотношений полов в играх: «Те, кто рассматривает себя как «олдскульных хранителей игровых традиций», уверены, что женщины пришли и испортили всё веселье — “оказуалили” игры».
Впрочем, часть вины возлагается и на разработчиков. К примеру, вспоминается скандал с трейлером Hitman: Absolution, в котором «сексуальные монашки-убийцы» охотятся за Агентом 47. Феминистки сразу же возмутились и стали обвинять девелоперов во всех грехах, забыв об одном важном бизнес-принципе: «Секс и насилие — один из основных двигателей продаж».
Спор полов продолжился и в системе народного финансирования Kickstarter, когда блогер Анита Саркисян (Anita Sarkeesian) решила собрать денег на создание серии аналитических видеоматериалов, показывающих роль женщин и женских персонажей, а также связанных с этим стереотипов в играх. Конечно, без привычной сетевой грязи не обошлось, но любопытен другой факт: вместо запрошенных $6 тыс. было собрано $158 922.
Ну а в конце года состоялось известное Twitter-обсуждение #1ReasonWhy, в котором уже сами девелоперы попытались выяснить, сколько женщин работает в индустрии и что их привлекает или отталкивает в ней. И не забудем, что в октябре устроители выставки Eurogamer Expo запретили компаниям приглашать полуголых рекламщиц, известных как booth babes. «Чтобы заинтересовать игроков новыми проектами, вовсе не обязательно размещать по соседству женскую грудь», — подытоживает газета.
Тот самый трейлер Hitman: Absolution:
Комментарии (0)
RSS свернуть / развернутьТолько зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.