Порочная практика нарушения законодательства о госзакупках вызывает у специалистов все большую настороженность. Вчера представители Федеральной антимонопольной службы (ФАС) выступили с парадоксальным выводом: нарушения, которыми грешат многие заказчики, – это следствие не корыстного умысла, а недостатка квалификации. Наивное незнание закона толкает чиновников на скользкий путь распилов и откатов. Независимые эксперты восприняли такой вывод с иронией. Для многих чиновников ссылка на профнепригодность – это лишь отвлекающий маневр в коррупционных играх.
В истории с госзакупками в России произошел новый поворот. С одной стороны, ведомство Игоря Артемьева предлагает ввести дисквалификацию чиновников, регулярно нарушающих закон о госзакупках. Об этом вчера рассказал начальник управления контроля размещения государственного заказа ФАС Михаил Евраев. С другой стороны, специалисты ФАС и Международного центра финансово-экономического развития (МЦФЭР) пришли к выводу, что далеко не всегда причиной правонарушений в сфере госзакупок является именно корыстный умысел. Как показало исследование МЦФЭР, корень зла кроется в низкой профессиональной квалификации.
В течение первого полугодия 2011 года на официальном сайте РФ о размещении госзаказов было зарегистрировано около 2,8 тыс. уполномоченных органов, то есть официальных профессиональных закупщиков. За этот же период на сайт поступило свыше 825 тыс. извещений на проведение госзаказа, общая сумма – около 2 млрд. руб. Только треть всех извещений была размещена уполномоченными органами, остальные две трети закупок проводят сами заказчики в силу своего собственного понимания процесса размещения заказа. Большинство закупок приходится на муниципальный уровень (более 40%), оставшиеся 60% распределились примерно пополам между региональным и федеральным уровнями.
Чаще всего нарушения при размещении госзаказов фиксируются на уровне муниципалитетов. И именно на муниципальных заказчиков поступает больше всего жалоб. В течение первого квартала 2011 года органы ФАС получили свыше 6 тыс. жалоб на действия заказчика или уполномоченного органа. Из них 2,3 тыс. претензий касались муниципальных заказчиков, 2,1 тыс. – федеральных и около 2 тыс. – региональных. В целом обоснованными признаны около 2 тыс. жалоб.
Именно недостаточная квалификация – главная проблема заказчиков и поставщиков во всех отраслях, считают в ФАС. Далеко не у всех госучреждений есть специалисты-закупщики приемлемой квалификации. При этом в отдаленных регионах заказчики часто не обладают даже элементарной компьютерной грамотностью, не говоря уже о знании закона. Также, согласно проводимым опросам, подавляющее большинство заказчиков получают профессиональные знания в течение краткосрочных курсов повышения квалификации. Дипломированные же специалисты, прошедшие полноценное обучение в вузах, оказались в меньшинстве.
Решить эти проблемы поможет усиление роли уполномоченных органов. На смену нынешним 220 тыс. организаций, которые не всегда правильно размещают на торгах лоты государственного и муниципального заказа, должны прийти 2–3 тыс. уполномоченных органов, состоящих из настоящих профессионалов, говорит Евраев.
Такие выводы вызвали у части опрошенных «НГ» экспертов желание поиронизировать: оказывается, чиновники не виноваты в распилах и откатах, они просто не ведали, что творят. Хотя саму по себе проблему низкой квалификации эксперты не отрицают. «Возможно, недостаточная квалификация и является причиной нарушений, которые по своему количеству могут быть существенными. Однако вряд ли они наносят серьезный ущерб. Ведь это в основном ошибки технического или процессуального характера», – поясняет председатель правления Флексинвест Банка Марина Мишурис. Случаи же намеренного нарушения, даже если их сравнительно меньше по численности, намного опаснее, ведь они обычно связаны с крупными хищениями бюджетных средств.
Председатель комитета Госдумы по строительству и земельным отношениям Мартин Шаккум обратил внимание на то, что отсутствие нарушений законодательства на самом деле не гарантирует эффективности госзакупок. «Сейчас вопрос об эффективности сведен лишь к двум аспектам – к экономии бюджетных ресурсов и к развитию конкуренции», – говорит он. Минфин оберегает бюджет, а ФАС борется с монополизмом. Но эти ведомства не интересует, какой результат получит государство по итогам размещения госзаказа. Купить дешево – не значит потратить бюджетные деньги эффективно, ведь главный вопрос в том, какого качества будет закупленная продукция или заказанная услуга. Нужно не столько карать за нарушение процедуры как таковой, сколько смотреть, а как это нарушение повлияло на конечный результат. Шаккум уверен, что за систему госзакупок должен отвечать специальный орган, нацеленный на результаты, – Минэкономразвития или профильные ведомства, например Минтранс и др.
Интересный нюанс: «Если при госзакупках сэкономили много ресурсов, то это значит, что государство оказалось неспособно с самого начала правильно определить стартовую цену контракта. И тогда получается парадокс – если маржа будет велика, то уже ни ФАС, ни кто-либо другой не сможет бороться со сговором между заказчиком и поставщиком. Они всегда найдут друг друга, купят информацию, подтасуют результаты. Ведь для них главное – лишь бы была большая маржа», – резюмирует Шаккум.
«Зачастую условия по госзаказам специально подгоняются под определенного поставщика, что свидетельствует как раз о компетенции чиновников, которые, однако, в случае проверки могут списать все на свою неграмотность, – соглашается эксперт департамента оценки компании «2К Аудит – Деловые консультации/Morison International» Петр Клюев. – Если же конкурс пройдет удачно и сговор не вскроется, то чиновники получат свою долю с заказа. Это отработанная схема откатов, про которую все давно знают, однако никаких действенных мер борьбы с этим явлением в стране нет».
Копаст:
ng.ru
Комментарии (0)
RSS свернуть / развернутьТолько зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.