PSNet, developing for LiveStreet CMS

Запостить!

На три рубля дешевле

[22.11.11] НСО и Кемеровская область получают бензин с одного завода, но цены на топливо разные
По данным мониторинга топливных цен с 31 октября по 6 ноября 2011 года, опубликованного на днях Росстатом, самый дешевый бензин в стране продается в Кемерово — в среднем 21,79 руб. за литр. Корреспондент НГС.НОВОСТИ выяснил, что обеспечивает столь привлекательные ценники на кемеровских АЗС, откуда поставляют топливо в Кемеровской и Новосибирской областях, насколько велика конкуренция на местных рынках и как влияет на цены уровень зарплат.

Исследование цен на бензин в крупных сетях АЗС Новосибирской и Кемеровской областей подтвердило правомерность подсчетов Росстатата. Литр АИ-80 в Новосибирске в среднем стоит около 21,9 руб., АИ-92 — 24, 1, АИ-95 — 26,4, ДТ (зимнего) — 25,7.

Литр АИ-80 вКемерово стоит около 18,9 руб., АИ-92 — 22,5 руб., АИ-95 — 25 руб., ДТ — 24,5 руб. Стоит отметить, что некоторые компании г. Кемерово отказались от торговли АИ-80 и ДТ, не имея возможности конкурировать с ценами АЗС «Газпромнефть-Кузбасс».

Игорь Толстиков, директор сети АЗС «Т-Сервис», рассказал НГС.НОВОСТИ, что низкие цены на топливо в регионе обусловлены политикой руководства области, блокирующей рост цен.

«Зачем они это делают? Популизм. Во-первых, скоро выборы. Во-вторых, надо показать себя перед Москвой, что, мол, мы близки к народу.

Руководство нашей области всегда занимало одно из первых мест по пиару — лишь бы премьер косо не посмотрел. А интересы малого бизнеса не учитываются и не учитывались никогда», — говорит он.

Игорь Толстиков также сообщил, что основным поставщиком топлива в Кемеровской области является Омский нефтеперерабатывающий завод, дочерняя компания «Газпромнефть». Как рассказал Евгений Данилов, замдиректора сети АЗС «Хорос», завод является единственным конкурентоспособным поставщиком и в Новосибирской области. «Больше не у кого купить, никто не продает. Раньше нефтепродукты в НСО поставляли Ачинский («Роснефть») и Сургутский («Газпром») заводы — теперь не поставляют. Сургуту вообще дали указание сверху: не отгружать в эту сторону внешним организациям».

По информации НГС.НОВОСТИ, ряд новосибирских компаний закупил нефтепродукты в Уфе по высокой цене, в результате чего на некоторых АЗС АИ-92 стал дороже АИ-95.

В НСО на сегодняшний день наблюдается дефицит топлива. «Во-первых, у «Газпром нефть» отсутствует плановость. Они должны знать потребности региона и соответствующим образом планировать свою деятельность. По моим наблюдениям, они этого не делают, — объясняет причины Евгений Данилов. — Во-вторых, «Газпром нефть» связан договорами о поставках горючего за пределы страны. Они должны их выполнять. Возможности заводов и баз ограничены, им даже собственную сеть в НСО с трудом удается прокормить». По мнению Данилова, в обозримом будущем стоит ждать новых перебоев с поставками топлива — дефицит сильный и продолжительный.

Нехватка горючего зафиксирована и в Кемеровской области. Дефицит начался с апреля и продолжается до сих пор, заявил Игорь Толстиков. «На мой взгляд, объясняется он тем, что, когда началась война в Ливии, завод начал отправлять вагоны в Европу», — полагает директор сети АЗС «Т-Сервис». Кроме того, по информации представителей кемеровского рынка АЗС, поставки в регион резко сократила «Роснефть» — ей-де просто нет смысла подпитывать другие сети в сложившихся рыночных условиях.

Кто определяет, сколько стоит топливо в регионах? В Новосибирской области существует доминирующий субъект «Газпромнефть-Новосибирск» — вертикально интегрированная компания, которая удерживает цены на минимальном уровне, находясь в неравных условиях с другими участниками рынка, полагает Евгений Данилов.

«В Кемеровской области цены регулирует руководство области», — заявил Игорь Толстиков.

Конкуренция на рынке АЗС, по мнению экспертов и участников рынка, в обоих регионах крайне недобросовестная. «Нет конкуренции, — говорит Евгений Данилов. — Частные сети работают в убыток. С кем конкурировать — выживать надо». «Приходится покупать продукт по мелкооптовой цене, а потом продавать его по той же мелкооптовой цене. С учетом дополнительных затрат получается убыток. Иногда вообще приходится продавать дешевле, чем куплено. И это не первый год. Время от времени ситуация улучшается, потом снова проблемы», — рассказывает представитель частного сектора кемеровского рынка АЗС, пожелавший остаться неизвестным.

«Кемеровская областная администрация ставит жесткие рамки. «Роснефть» и «Газпром» работают в минус. Мелкий бизнес в минус работать не может, а цены поднимать не дают. Отсюда проблемы с налоговой, с пожарниками, с банками все судятся. Происходит выдавливание мелкого и среднего бизнеса — частные заправки продаются», — описывает ситуацию Игорь Толстиков.

«Прямой связи между уровнем цен — в том числе на топливо — и уровнем зарплат не существует, — пояснил Юрий Воронов, профессиональный экономист и гендиректор консультационной фирмы «Корпус». — Спрос на топливо крайне неэластичен». По его мнению, вопрос о том, что важнее для установления справедливых цен — сильный административный аппарат или развитый рынок, неправомерен: «Это не классический рынок.

Если ты имеешь машину, значит, ты подписал обязательство покупать бензин. Теория контрактов в действии: не хочешь покупать топливо? Зачем купил автомобиль?

Рынок контрактов существенно отличается от традиционного товарного рынка, особенно когда есть дополнительные опции, вроде системы скидок». Господин Воронов также отмечает, что говорить о «справедливой цене» литра бензина некорректно — среди прочего потому, что рынок очень дифференцирован: «Есть локальная привязка: одни заправки на ходу, мимо которых проходит тысяча машин, а есть те, мимо которых проходят сотни. Если установить одинаковые цены, тем, кто стоит на задворках, придется тяжело».

Почему цены в НСО и КО так разнятся? «Там договорились, а здесь нет. Речь идет не о рынке товаров, а о рынке договоренностей. Ясно, что Тулеев «Газпрому» не указ — значит, как-то договорились.

Это — тип рынка, интересующий современный экономический процесс. Рынком «купи-продай» наука не занимается уже давно», — сообщил господин Воронов. «Единственное, чем обусловлен низкий уровень цен на бензин в Кемерово, — желание администрации области. Иных факторов тут нет», — заявил представитель частной кемеровской сети АЗС.

Источник http://news.ngs.ru
  • +8
  • 22 ноября 2011, 11:58
  • Goodwin_

Комментарии (0)

RSS свернуть / развернуть

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.