PSNet, developing for LiveStreet CMS

Запостить!

Прирастет ли КНР Россией?

В одних территориальных спорах наша страна стоит насмерть, в других готова пойти на компромисс


Визит Д. Медведева на Курилы опять разозлил японцев. Впрочем, история ХХ в. завязала на Востоке и Западе России столько узлов, что поколения дипломатов в них разобраться не могут. Правда, в 2008 г. Россия утрясла спор с Китаем, передав ему контроль над половиной Большого Уссурийского о-ва и островом Тарабаров. В 2011 г. договорилась с Норвегией, уступив ей почти 90 тыс. кв. км шельфа, богатого ресурсами… А какие территориальные «занозы» ещё саднят?


На Дальнем Востоке вот уже два года обсуждается так называемая концепция «Хайшэньвэй»: сдать китайцам в аренду половину Владивостока. Не признак ли это того, что постепенно мы приучаем себя к мысли о неизбежном заселении наших восточных окраин китайцами?


Война за невест?

— Китай рассматривает полтора миллиона квадратных километров наших земель как незаконно отторгнутые Россией, — считает замдиректора Института политического и военного анализа Александр Храмчихин. — Территории России к востоку от Байкала малолюдны, депрессивны, проживающее в них население сокращается.


Претензии Китая ярче всего выражены в географических картах, печатающихся в Поднебесной: и Владивосток, и Хабаровск, и Чита обозначены на них совсем другими именами на китайском языке.


Вот что пишет замдиректора китайского Института Восточной Европы, России и Средней Азии профессор Ли Цзинцзе: «Если бы у Китая были экспансионистские поползновения и территориальные претензии в отношении России, то почему бы ему не переждать 20-30 лет, чтобы, став экономической и военной сверхдержавой (как предсказывают многие в России) и далеко превзойдя Россию по совокупной мощи, вновь не начать с ней переговоры по пограничной проблеме».


Все будущие великие войны готовятся исподволь, и начинается подготовка с примерно таких рассуждений. Да Китаю, объективно говоря, ничего больше и не остаётся, кроме как, улучив момент, устроить стремительный «блицкриг» на Дальнем Востоке.


«АиФ»: — Но исторических прецедентов подобного решения Китаем своих проблем нет, если не считать инцидента в конце 60-х с островом Даманским на Амуре, когда наши пограничники отбили вооружённую атаку хунвэйбинов.


— Тогда противоречия между Китаем и СССР были чисто идеологическими. В итоге их удалось разрешить. Теперь же противоречия Китая — внутренние и носят системный и безысходный характер.


Безработица в городах достигла 30 млн человек. В деревне она превышает 200 млн! Цифры эти не сокращаются, а только растут. Бурный экономический рост невозможен без наращивания производ­ства — прежде всего ширпотреба, приносящего стране гигантские прибыли. Но он требует колоссального количества сырья, которым Китай обеспечивает себя ценой запредельных экологических нагрузок на природную среду. Единственный выход — в интенсификации производства и росте производительности труда, но это, в свою очередь, увеличивает безработицу. Обезвоживание и опустынивание большинства регионов Китая вынуждают крестьян бежать в города. Чтобы дать им работу, требуется всё больше воды, что лишь усиливает опустынивание и обезвоживание.


Выхода из этих порочных кругов не видно. Они усугубляются и без того растущим контрастом в уровне жизни горожан и селян: у первых месячный доход чуть больше $100 в месяц, у вторых — меньше $40. Причём вторых, проживающих на грани нищеты, в стране 58%. Ещё хуже дела у пенсионеров: $75 у горожан и чуть больше $6 у селян (что означает: в деревне пенсионная система фактически отсутствует). А ведь китайцы — быстро стареющая нация, доля пенсионеров постоянно растёт.


И наконец, специфическая проблема, присущая исключительно Китаю, — дефицит невест. В стране около полувека узаконен жёсткий принцип: одна семья — один ребёнок. А поскольку на Востоке традиционно ценится сын — он и кормилец, и наследник, и продолжатель рода, — женщины, определив по УЗИ, что вынашивают девочку, массово отправляются на аборт. И хотя недавно введён запрет на УЗИ на ранних стадиях беременности, половой перекос среди молодёжи составляет более 20 млн, причём он только возрастает. Городские девушки замуж не спешат — сначала карьера. Поэтому парни ищут невест в деревнях, сманивая их более высокими доходами. А деревенские юноши остаются без женщин. Сформировался многомиллионный резерв «пере­гретых мужчин», готовых идти за невестами куда угодно. Таким же, кстати, был побудительный мотив экспансии Чингисхана.


Умирать за невест? Похоже, руководство страны внедряет эту мысль в подсознание молодых мужчин. Характерна оговорка посла КНР в ООН Ша Цзукана: «Нам каждый сантиметр китайской земли намного важнее жизни наших солдат». Значит, людские потери в ходе возможной войны «за расширение жизненного пространства» не остановят руководство страны.


«АиФ»: — И вы полагаете, что первой целью китайской экспансии станет Россия?


— Ну, допустим, сначала разберутся с Тайванем. А уж потом — Россия и Казахстан. Других перспектив расширения нет: Индия отделена Гималаями, Индокитай перенаселён и малопривлекателен с точки зрения ресурсов. А богатые водой, нефтью и газом, пахотными землями и лесами малозаселённые приграничные земли России и соседей по СНГ неслучайно закрашиваются на картах излюбленным китайцами синим цветом.


Нажмите для увеличения
Дорога на юг

Спрашиваю владельца клиники китайской медицины в Иркутске доктора Ли Цинхэ, как ему живётся в России. «Привык, конечно, за пятнадцать лет, — откровенничает Ли, — но ужасно хочется домой. Почему не возвращаюсь на родину? Моя специализация — коррекция спины. В Китае у меня пациентов почти нет: все с детства приучаются спать на жёстком ложе, у всех тонкая подушка, набитая шелухой от зёрен гречки, — вот и проблем с позвоночником нет. У вас же люди не умеют правильно спать, не умеют сидеть в офисе. Вот и зарабатывают почти все поголовно остеохондроз. Как только заработаю денег на домик в южной провинции Юньнань, о чём мы мечтаем с женой, тотчас распрощаюсь с вашей хмурой землёй».


«Угроза Китая отнюдь не военного плана, — говорит сотрудница пекинского госпиталя Тянтан Пухуа Мария лей-бенсон, — а в том, что, перебираясь в другие страны, они тянут за собой семьи. Китайцу, собирающемуся на учёбу, к примеру, в Йельский университет, деньги собирает всё село. Зато, когда добьётся успеха, он перетянет к себе полсела. Пока большинство амбициозных китайцев рвётся в Европу и Америку. Но те, кто добился большого успеха, возвращаются на родину. Я работаю с доктором Яни, которая делает уникальные пластические операции. Яни 14 лет прожила в США, работала в одной из лучших мировых клиник и… вернулась в Китай. «Почему же ты не осталась в Америке?» — спросила я у неё. «Там таких, как я, много, а здесь я одна». Опасаться нашествия китайцев на Россию наивно: они к нам не рвутся. 90% моих русских подруг приехали в Китай, чтобы выйти замуж за китайца. И ни одна даже не помышляет возвращаться в Россию. Те китайцы, что ездили на заработки в Россию, нередко привозят русских жён. Но никто не слышал, чтобы китаец женился в России и остался там».


«Китайцы не станут захватывать чужие земли, — убеждён Сергей Литвин, директор коммерческой фирмы в Шанхае. — Они всегда варились в собст­венном соку, в своей «Срединной империи». А расширяют территорию они невоенным путём: скупают недра в Африке, Южной Азии, Латинской Америке».


«Да, китайцы совсем неагрессивны, — соглашается Виктор Юрченко, специалист по логистике, много лет живущий в Пекине. — Здесь, в отличие от России, вас не обхамят из-за плохого настроения, не затолкают в автобусе.


Демографическое давление в стране сильное. Но в Китае принято добиваться своих целей тихо и незаметно. Здесь умеют ждать. Ждут ли китайцы, когда Россия развалится под действием центробежных сил? Не могу этого исключить. Хотя зачем им наш ледяной Дальний Восток, когда у них слабо освоена своя Маньчжурия? В этот заснеженный край отправляются молодые специалисты «за длинным юанем», а заработав, стремятся переехать в тёплые Гуанчжоу или Шэньчжэнь. Полагаю, для них более близкая и желанная цель — Тайвань. Этот остров — лакмусовая бумажка: вот если хотя бы один китайский снаряд упадёт на Тайвань, я немедленно хватаю детей и бегу из Китая».


«Оккупай» Китай

Вооружённые конфликты между Россией (СССР) и Китаем происходили на протяжении всего ХХ в. Почти всегда причиной становились территориальные споры.


Год
Название  конфликта
Причина  конфликта
Результаты

1901
Подавление Боксёрского* восстания (совместно с коалицией европейских держав — Англия, Германия и др.).
Террор китайцев против проживающих в Китае европейцев
Продолжение аренды Порт-Артура, право пользования Китайско-Восточной железной дорогой (КВЖД), проходящей по китайской территории.

1929
Конфликт на Китайско-Восточной железной дороге (КВЖД).
Захват КВЖД китайскими войсками.
Разгром китайской Мукденской армии, восстановление работы железной дороги.

1969
Конфликт на о-ве Даманский.
Захват китайской армией спорного
острова на р. Уссури.
После боёв остров остался за СССР до 1991 г.

1969
Конфликт у озера Жаланашколь.
Захват китайской армией сопки Каменная в Казахской ССР.
Потеряв 19 человек убитыми и 3 пленными, китайцы отступили.



* На самом деле восставшие практиковали восточные единоборства, которые европейцы по незнанию отождествляли с боксом.


 




 


Спорные территории России. Инфографика

За какие земли и с кем может поспорить Россия


Нажмите для увеличения
 
Копаст: aif.ru
  • 0
  • 18 июля 2012, 08:19
  • drtot

Комментарии (1)

RSS свернуть / развернуть
+
+1
Я считаю, что Китай нам угрожает, а все эти высказывания усыпляют нашу бдительность
avatar

Doomovoi

  • 19 июля 2012, 18:03

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.