По предварительным данным переписи 2010 года, в России появилась новая этническая общность — «сибиряки»
Глава Росстата осторожно заметил, что их, «сибиряков», много. По мнению иркутского протоиерея Вячеслава Пушкарева, «сибиряков» в огромном регионе 30 — 35%. Эти люди, как сказал священник, «не связывают свое будущее с коренной Россией, их там никто не ждет». Вдруг выяснилось, что уже несколько лет существует специально придуманный «сибирский» язык, который усиленно внедряется и распространяется в интернет-пространстве и научной среде.
Мы сами не заметили, как над нашей огромной страной нависла еще одна угроза. Пока она существует лишь в общественном сознании, и лишь от нас зависит, удастся ли реализовать немыслимое и отколоть от России Сибирь. Отколоть так, как когда-то, не спеша, поэтапно, откололи Украину.
Об этом в студии радио «КП» говорили ведущие передачи «Национальный вопрос» Елена ХАНГА и Дмитрий СТЕШИН и гость программы — главный редактор интернет-журнала «Русский обозреватель» философ Егор ХО
ЕСТЬ ЛИ РАЗНИЦА
Ханга: — Поводом для разговора послужил тот факт, что часть сибиряков утверждают, что они особенные люди и, обособившись от других наций, они смогут решать много проблем — социальных, экологических, других. И смогут сами определять будущее своего региона и со временем перестанут быть сырьевым придатком России. Дмитрий, вы согласны с этим утверждением?
Стешин: — Сибирь всегда была отложена от остальной России. В общественном сознании. Всегда считалось, что с западной стороны Уральских гор находится вся Святость, а с восточной стороны — кладовка российская. У Сибири был короткий период, когда она имела какую-то самостоятельность. 17 июля 1918 года глава Временного сибирского правительства Петр Вологодский подписал декларацию о государственной самостоятельности Сибири. И предпосылки к этому были. Если мы вспомним, как Сибирь заселялась, осваивалась, то поймем, что там действительно выковывались совершенно отличные от средней полосы России люди. Там никогда не было крепостного права, туда люди приходили отвоевывать, выгрызать у природы свое. Не надеясь на барина и далекого царя-батюшку. Я вспоминаю своего деда, Александра Федоровича Пономарева, который родился и вырос на левобережье Иртыша. Это был совершенно особый человек. Он пил и курил только во время войны. Как только закончилась война, он опять стал старовером. И он совершенно был лишен такого порока, как стяжательство. Ему мучительно было торговать тем, что он выращивал в своем огромном хозяйстве, — он раздавал даром соседям или возвращал обратно в землю. Я думаю, это признаки сибирского менталитета.
Ханга: — Национальность «сибиряк» могут указать 24,5 миллиона человек. Среди них жители Сибирского федерального округа (около 20 миллионов человек). Это 13,77% населения России. Это огромные цифры.
Егор Холмогоров: — В общем, да. Но я надеюсь, что бОльшая часть их не то что никогда не напишут такой национальности, но даже они никогда не узнают о такой идее.
Ханга: — А что такого? Национальность — это даже не гражданство. Если бы мы говорили, что они хотят другое гражданство, я понимаю ваше раздражение. Но национальность? Если они себя так ощущают. Это личное дело каждого.
САМЫЙ ЖЕЛАННЫЙ КУСОК ПЛАНЕТЫ
Холмогоров: — Надо понять одну простую вещь. В современном мире ни на один кусок территории не смотрят с такой завистью, с таким желанием схапать, как на нашу Сибирь.
Ханга: — Вы имеете в виду — Запад смотрит?
Холмогоров: — Да. Как кто-то сказал на Западе, «Сибирь — слишком большая страна, чтобы принадлежать одному государству», то есть России, давайте-ка мы ее пустим в такой общемировой энергетический общак! И каким образом это можно сделать? Одним-единственным, а именно объяснить живущим там людям, что они иные, особенные. Сейчас, по сути, нам предлагают сделать следующее. Признать, что есть в списке российских национальностей такая национальность — «сибиряк». Потом под видом этого уговаривают русских людей, живущих в Сибири, записываться в эту национальность, объясняя им: ничего страшного, ты же все равно русский, но как «сибиряку» тебе еще какие-то льготы будут!
Ханга: — Вот смотрите: «Сибиряки могут добиться льготных условий ведения бизнеса, развития культуры» и еще какие-то преференции, которые предоставляются по национальному признаку, как представителям малых национальностей.
Холмогоров: — Совершенно верно. А потом, ссылаясь на то, что в Сибири есть своя собственная коренная национальность, которая не имеет никакого отношения к остальной России… эту территорию отделить. Идея эта давняя, возникла еще в XIX веке, одновременно с украинским сепаратизмом и целым рядом других сепаратизмов. На Украине, как вы знаете, все получилось. И начали ее отделять, как ни странно, с языка.
ВИНОВАТА ВСЯ СТРАНА?
Холмогоров: — Я, например, могу считаться уральцем. Потому что у меня вся родня по отцу из старообрядцев уральских, из Перми. Разумеется, там тоже периодически вбрасываются такие сепаратистские настроения. В Сибири такие отношения провоцируются гораздо проще, они имеют давнюю традицию. Сейчас жалуются на то, что они — сырьевой придаток. В XIX веке жалобы были другие. Что мы — место ссылки, нам сюда ссылают самых отвратительных каторжников, злодеев и т. д.
Стешин: — Я предлагаю по-другому посмотреть на проблему. Мы сами в этом виноваты. Я собрался в Пермь в конце мая. И сегодня смотрел, сколько стоят авиабилеты Москва — Пермь — Москва, — 16 тысяч рублей. Каир, куда я летал последние три месяца из-за арабских революций чуть ли не как на дачу, — 15 тысяч рублей. В Каир лететь 4,5 часа. А до Перми рукой подать, 1,5 часа лета. Это нормально, когда одна часть государства отделена от другой деньгами? Об этом должно думать государство на самом высоком уровне. И второй момент. Летом я написал очень злую заметку. Во время пожаров в Рязанскую область сибиряки прислали несколько контейнеров с гуманитарной помощью. И был страшный скандал, когда эту помощь обнаружили на помойке. Из нее было выбрано все, что можно было распихать по соседним рынкам, а остатки сбросили в овраг. Я тогда попытался проанализировать, почему сибиряки, до которых даже дымом не дотягивает от московских пожаров, собрали эту помощь. У них включилась генная, историческая память. Откуда взялись эти сибиряки? Их предки пришли с топорами с Владимира, с Рязани когда-то. И вот люди решили помочь потомкам своих предков. А мы вот так с ними обошлись. И эта помощь на помойке — лучшее удобрение для сепаратизма. Круче «сибирского» языка!
В НАЧАЛЕ БЫЛО СЛОВО
Стешин: — У нас в стране достаточно вбросить в массы интересную идею, а дальше мы сами все подожжем. Как «Воронью слободку» у классиков: «квартира коммунальная была обречена и ночью загорелась, подожженная сразу с шести концов». Появление «сибирского» языка — это очень серьезная провокация, затрагивающая такие глубины подсознания…
Ты есть тот, на чьем языке ты говоришь и думаешь. Проект «сибирского» языка делала группа сограждан под руководством некоего Ярослава Золотарева. Сначала это был интернет-проект, который очень веселил сетевых пользователей. Теперь этот язык стал реальностью — достаточно того факта, что мы сейчас обсуждаем этот «сибирский» язык. Лингвистически «сибирский» язык основан на сибирском, чалдонском говоре. В нем есть тюркские корни, заменяющие соответствующие греческие, латинские и романо-германские в современном русском литературном языке.
Холмогоров: — Примерно таким же образом из милого малороссийского наречия был изготовлен абсолютно вымышленный украинский язык. Все знают, чем это в итоге закончилось?
Ханга: — Каким образом?
Холмогоров: — Человек на зарплате австрийского генштаба во Львове, Михайло Грушевский, который потом стал первым президентом независимой Украины в 1917 году, сидел и составлял первый на планете словарь «украинского языка». Он брал слово и выбирал аналог из украинских говоров, который был бы дальше всего от литературного русского языка. Если он не находил такого слова, если слово было слишком похоже, то он просто лез в польский словарь и брал это слово оттуда. Потом издавались из номера в номер газеты на абсолютно искусственном языке, книги. И уже в 20-е годы этот язык был внедрен во всеобщее обучение на территории Украинской ССР. Потому что советская власть тоже была заинтересована в этой кампании украинизации. В итоге мы пришли к тому, к чему пришли. Строго говоря, тот литературный проект, о котором сказал Дмитрий, тоже искусственный. Кто это продвигает? Я знаком по интернет-дискуссиям с создателями «сибирского» языка. Это в лучшем случае родившиеся в Сибири мальчики, которые давным-давно крутятся в Москве. Им это интересно, как такая игрушка: а вот сможем ли мы сделать нацию и сможем ли мы это потом продать? Нация ими воспринимается как конструктор. Но этот конструктор потом может перерубить вообще страну пополам и обойтись большой кровью.
Стешин: — Давайте же припадем к этому фонтану лингвистической мудрости, попробуем на вкус «сибирский» язык. Попробую прочесть правильно, включив гены своего деда:
«В Россее нет демократической передачи, а большачассь россейской исправы охально ограблена от Сибири. Опосля большевицка переворота большевики издеяли Центросибирь, а потом и вовсе приткнувшы Сибирь до Россеи. Россею бусово кличут «анперря зла» и ешо «закопотка народов». Ведомы символы россейсково нацивонального менталитета — ето водка и сельодка».
Монумент под Москвой — сибирским полкам, отстоявшим столицу в 1941-м. Нынешняя московская молодежь, пожалуй, об этом и не знает…
Монумент под Москвой — сибирским полкам, отстоявшим столицу в 1941-м. Нынешняя московская молодежь, пожалуй, об этом и не знает…
НОВЫЙ СЕПАРАТИЗМ
Стешин: — Факт общеизвестный — Москву в 1941 году спасли сибирские полки. Сибирские полки лыжников спасли Ленинград, став костяком 2-й ударной армии, не дав немцам провести решающий штурм блокадного города в самую тяжелую зиму. Мне страшно, когда я отзеркаливаю эту ситуацию на наше время и вижу, как сибиряки массово дезертируют, отказываясь сражаться за «москалей». Семьдесят лет назад о таком даже помыслить было невозможно. Откуда это взялось?
Холмогоров: — Собственно, откуда в итоге берется это желание заделаться «сибиряком»? Это то, что называется в этнологии «синдром навязанной этничности». Когда человек воспринимает свою собственную, подлинную этничность как навязанный ему неприятный атрибут, от которого хочется как можно скорее избавиться, записаться в кого угодно, лишь бы не называть себя, например, русским. По той простой причине, что русским быть непрестижно, нестильно. Русские — это кто сейчас? Везде (с телеэкрана, из газет) объясняют: вы нация терпил, вы ничтожество, вы уроды, фашисты. И когда человеку такое говорят: ты урод, ты урод, ты урод, — он хочет обнулить ситуацию и записать себя в какую-то группу, на которой не написано, что она из уродов. При этом у Российской Федерации очень странная конструкция. Это то, что называется на научном языке «асимметричная Федерация». В которой регионы, где проживают нерусские национальности, имеют фактически преимущество перед регионами, где проживают в основном русские. То есть, скажем, преимущество Чечни перед Псковской областью в области финансирования объективно.
Ханга: — Чечня — это особый регион. А другие регионы?
Холмогоров: — То же самое Башкирия, многие другие. Мало того, в конституциях многих из этих республик записано, что, например, Башкирия, Удмуртия, та же Чечня, еще ряд республик являются государствами, созданными отдельными российскими народами. Я привожу этот пример не потому, что не люблю башкир, а потому, что это вообще абсурд. Там башкиры составляют третью по численности национальную группу. При этом в конституции написано, что эта республика «создана в результате реализации права башкирской нации на самоопределение». А при этом на уровне общегосударственном у нас нигде не прописано, что, например, Россия является государством русского народа. Получается абсурд. Башкиры в пределах Башкирии — это государствообразующий народ, будучи даже в меньшинстве. Русские в большинстве в пределах России не являются государствообразующим народом, у нас многонациональность. Давайте, чтобы истребить ростки сепаратизма, которые еще не взошли и которые уже заколосились буйно, выберем один из двух принципов. Либо у нас полно
е гражданское равенство и никаких национальных республик нет, либо у нас русское национальное государство, просто уважающее другие народы.
Ханга: — Давайте пока согласимся с тем, что мы живем в многонациональном государстве, и надо с уважением относиться к любой самой маленькой нации, даже если это афророссияне.
МНЕНИЕ ПОЛИТОЛОГА
Александр ПРОХАНОВ, главный редактор газеты «Завтра»:
«Это программа Бжезинского, и она реализуется!»
— Сделано все, чтобы Сибирь отделилась от России. Эта программа, в свое время намеченная американцами и озвученная за океаном Бжезинским, а здесь — Гавриилом Поповым, она реализуется. Россия должна быть разделена на примерно 60 субъектов. История идет своим чередом. Когда-то был реализован проект создания Российской империи, такого мистического сверхгосударства. Потом появился контрпроект, либеральный, разделение России, сокращение русского этноса и превращение этих пустых территорий в полигоны для развития новых цивилизаций и технологий. Поэтому и создается почва для рассуждений, что сибиряки совершенно особые люди. И казаки особые, и поморы. И Москва — нерусский город…
Не случайно в этой переписи русским предлагали записаться разными именами — уральцами, чалдонами.
Врагов у русских хватало всегда, а сейчас их число увеличилось в тысячу раз.
МНЕНИЕ ЭКОНОМИСТА
Агван МИКАЕЛЯН, гендиректор компании «ФинЭкспертиза»:
«Сибиряки звались сибиряками и 200 лет назад»
— Сибирь — огромная часть земного шара. И в ней живет менее 16% населения страны. Разумеется, при такой слабой заселенности и огромных расстояниях стоимость транспортного сообщения многократно возрастает. И невозможна без постоянных государственных дотаций. Если бы в Томск летали из Москвы 100 рейсов в день, перевозки, содержание инфраструктуры обходились бы дешевле. В экономике это называется «эффект масштаба». В Сибири все оказывается дороже — подача газа и электроэнергии, перевозка продуктов и почты. Все эти факторы делают Сибирь экономически иной, отличной от других частей России. И я не думаю, что какие-то этнические факторы могут повлиять на отделение этого региона. Сибиряки называли себя сибиряками и 200 лет назад. Но никогда люди, называющие себя сибиряками, не противопоставляли это самоназвание национальности — русский. Но проблема у региона есть. Большая часть наших ресурсов, которые мы сейчас добываем и продаем, находится в слабозаселенных областях. Перед этим много веков Россия целенаправленно их
осваивала. Государство стимулировало переселенцев — им давали землю и займы — при царе. Северные надбавки, льготы, жилье — в СССР. На заселение Сибири работала система распределения выпускников вузов. С тех пор ничего нового в Сибири не было открыто, освоено. Мы потребляем труд предков. Это и есть главная проблема Сибири.
ДОСЛОВНО
Ярослав ЗОЛОТАРЕВ, лингвист, создатель «сибирского языка»:
«Я создал этот язык в шутку!»
— В Томском университете я изучал сибирские диалекты почти два года. И мне тогда еще пришло в голову, что эти диалекты имеют все признаки самостоятельного языка. А в 2005 году, во время общения в Живом Журнале со сторонниками «сибирской независимости», появилась идея: сделать «сибирский язык». Я набросал его конструкцию в шутку, брал татарские слова, арабские. И не ожидал такого резонанса. Язык пришлось переделать, шуточные конструкции убрать, заменить их на подлинные, взятые из словарей сибирских и поморских, уральских диалектов. После этого сформировалось интернет-сообщество «сибирская вольгота», эти люди и занимались активно агитацией во время переписи. И у них нашлось множество сторонников. Вот, по моим подсчетам, сейчас в регионе проживает около 20 миллионов коренных сибиряков — тех, кто пришел в Сибирь до столыпинского и советских переселений. Но я лично считаю, что само по себе отделение Сибири от России может ничего не дать. В Африке 50 независимых государств, и жизнь в них нелегка. Я считаю, что важнее не сепаратизм, а формирование из коренных сибиряков отдельного этноса. Хотя бы ради его сохранения.
Копаст:
kp.ru
Комментарии (4)
RSS свернуть / развернутьДомовой
bum2011
Домовой
volodj1976
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.