Президентский указ от 4 апреля 1992 года предписал: предпринимательство госслужащим запретить, декларации о доходах и имуществе — подавать… С тех пор борьба с коррупцией у нас идёт ни шатко ни валко. Чего же не хватает? Крутых законов или жёстких посадок?
Указ Президента «О борьбе с коррупцией в системе государственной службы». Создана комиссия во главе с вице-президентом А. Руцким.
Б. Ельцин: «Мы начинаем фронтальное наступление на преступность, взяточничество и коррупцию». А. Руцкой: «У меня 11 чемоданов компромата». Но уголовных дел нет, в стране идёт жёсткая политическая борьба. Б. Ельцин отклоняет первый закон Верховного Совета о борьбе с коррупцией.
Б. Ельцин перед выборами обещает усилить борьбу с коррупцией и сделать декларацию о доходах и имуществе госслужащих обязательной. При этом в УК смягчены наказания для взяточников.
«Дело писателей»: несколько высокопоставленных чинов, в том числе А. Чубайс, получили по 90 тыс. долл. «гонорара» за неопубликованную книгу о приватизации. До уголовных дел не дошло.
Дело статистиков: заведено на чиновников Госкомстата, включая его главу Ю. Юркова, — по обвинению во взятках и хищениях. Юрков получил 4,5 года колонии.
В. Путин называет борьбу с коррупцией одним из своих приоритетов: «Коррупция разъедает страну». По индексу восприятия коррупции Россия находится на уровне беднейших африканских стран.
Закрыто дело генпрокурора А. Ильюшенко.
Дело министра юстиции В. Ковалёва (за взятки получил 9 лет условно).
Создан Совет при президенте по борьбе с коррупцией во главе с премьером М. Касьяновым (по иронии судьбы, недоброжелатели приклеят ему кличку «Миша 2%»). Россия подписывает «антикоррупционную» конвенцию ООН.
Дело генерала Минобороны Г. Олейника (осуждён в 2003 г.).
Принят закон о госслужбе, где прописаны ограничения для чиновников.
Госдумаратифицировала конвенцию ООН, кроме 20-й статьи — о незаконном обогащении (уголовном преследовании за «значительное увеличение активов публичного должностного лица, превышающее его законные доходы...»).
Дело «оборотней в погонах»: генерал МЧС В. Ганеев по делу о вымогательствах получил 20 лет, его подельники из МВД — от 15 до 20.
Д. Медведев: коррупция — враг «номер один». Создан новый президентский Совет по противодействию коррупции, утверждён национальный план, принят закон «О противодействии коррупции».
Указы Д. Медведева не только о подаче, но и о публикации деклараций о доходах и имуществе госслужащих и их родных.
Отрешение от должности мэра Ю. Лужкова (как позже сообщил Кремль, за «запредельную коррупцию в Москве»). До и после этого были уголовные дела против других губернаторов — В. Дудки, А. Тишанина, А. Баринова и др., но за решётку так никого и не отправили.
Дело подмосковных прокуроров, обвинённых в крышевании игорного бизнеса (расследуется до сих пор).
Декларировать доходы обязали депутатов, региональных и муниципальных чиновников. Д. Медведев: «Масштабная и системная борьба с коррупцией только началась».
Введена норма об увольнении чиновника по «утрате доверия».
Усилена уголовная ответственность за взяточничество.
Павел Данилин, политолог, шеф-редактор сайта kreml.org:
— Рыночная экономика в начале 90-х открыла большие возможности не только для честных заработков, но и для изъятия незаконной «чиновной ренты». При Ельцине сановники из его ближайшего окружения регулярно попадали в коррупционные скандалы, а борьбе с мздоимством мешало нескончаемое противостояние президента с парламентом. В 2000-е годы ситуация в корне изменилась. Да, уровень коррупции продолжил расти, ведь при Путине заметно выросло благосостояние граждан — возросли и запросы коррупционеров. Но началась разработка законодательной базы, сокращаются возможности для левых доходов. Уголовные дела возбуждаются ежедневно, в России уверенно и необратимо идёт очищение от коррупционной скверны.
Сергей Алексашенко, директор по макроэкономическим исследованиям национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»:
— Мы по-прежнему находимся в самом начале борьбы с коррупцией. Да, уже приняты некоторые законы, но в них много дыр и лазеек. С использованием даже уже имеющихся антикоррупционных инструментов полный провал! Несмотря на то что на скамью подсудимых время от времени кто-то всё же садится, борьба остаётся случайной и эпизодической. Воровать по-прежнему нестрашно, принятые меры создают лишь некоторые неудобства, чуть повышают для коррупционеров риск. Самое главное — нет договорённости и сигнала с самого верха, что ТАК больше жить нельзя! А значит, ТАК можно пожить ещё какое-то время...
Копаст: aif.ru
Комментарии (0)
RSS свернуть / развернутьТолько зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.