Сегодня в продаже можно найти около ста моделей «зеркалок», под тысячу компактных цифровых фотоаппаратов и подобных им по характеристикам камер смартфонов. При таком разнообразии проблема выбора техники для любительской съёмки только усилилась. Порой даже при схожих параметрах между моделями лежит пропасть. В этой статье предпринята попытка отобрать лучшие варианты, отфильтровать маркетинговый шум и акцентировать внимание на действительно важных деталях.
Рекомендации фотолюбителям часто похожи на проповедь или оду любимому бренду. Советы в основном сводятся к тому, что более дорогая модель снимает лучше. У человека подробно выспрашивают о целях покупки, но только для того, чтобы затем проигнорировать перечисленные особенности предполагаемого применения и навязать что-то своё. Обычно это плохо продаваемые или лучше известные данному консультанту модели.
Начнём с того, что совершенно бессмысленно покупать «зеркалку» с примитивным объективом в комплекте и снимать ею в режиме автоматических настроек. При таком типичном подходе разница в качестве снимков по сравнению с «продвинутыми мыльницами» в умелых руках будет куда меньше, чем в цене, а масса и габариты создадут множество неудобств. Модели с ручными настройками и сменными объективами оправданны только в том случае, если вы готовы вникать в тонкости, экспериментировать с разной оптикой и воспринимаете фотографию как искусство, в котором намерены совершенствоваться годами.
Для любительских целей подойдут компактные фотоаппараты среднего ценового диапазона. От их владельцев потребуется лишь несложный подбор двух–трёх параметров, понимание основ построения кадра и природы имеющихся ограничений.
Главный секрет удачного выбора на первом этапе заключается в понимании того, что разница между брендами сильно преувеличена, а выносимые на первый план базовые характеристики можно спокойно проигнорировать. Принципиальные отличия скрываются глубже, и важно понимать их смысл в конкретной ситуации, а не просто сравнивать цифры.
Первое, на что обратят ваше внимание, — это разрешение матрицы. Реальная зависимость между ним и чёткостью снимка у компактных фотоаппаратов сегодня часто бывает обратной. Для получения детального кадра мало иметь высокое разрешение сенсора. Он должен быть достаточно крупным, чтобы не засвечивались соседние элементы.
Самый распространённый недостаток среди компактных фотоаппаратов — крохотная матрица с неоправданно большим количеством пикселей. Физические размеры малоформатных матриц обычно указываются в условной системе. Чем больше знаменатель, тем меньше размер матрицы и тем хуже детализация из-за обилия цветовых шумов.
Сейчас чаще всего встречается матрица размером 1/2,3″ или 1/2,5″. Среди сотен моделей с таким сенсором наиболее чистое изображение получается на сохранившем актуальность десятимегапиксельном «старичке» Canon Digital IXUS 300HS и новом BenQ G1. Помогает им в этом целый ряд других особенностей, главная из которых — светосильный резкий объектив.
Покупатель обычно оценивает размеры объектива, считая, что увесистый и длинный даст лучшее изображение. Всё наоборот. Чем больше диапазон фокусных расстояний, тем сильнее потеря света, меньше детализация и больше смазывание при одинаковых условиях съёмки.
Самое чёткое изображение дают объективы с одним небольшим фокусным расстоянием — «фиксы», но они не выпускаются для компактных фотоаппаратов среднего ценового диапазона.
В любительской съёмке приходится выбирать из того, что есть, ориентируясь на светосилу и фокусное расстояние единственного объектива. Эти два параметра неразрывно связаны и всегда указываются по краю фиксатора передней линзы.
Светосилу двух подобных моделей можно сравнить по значению F. Чем оно меньше, тем лучше. Можно сильнее открыть диафрагму при данном фокусном расстоянии, получить больше света и укоротить выдержку. Кроме того, открытая диафрагма уменьшает глубину резкости, визуально отделяя чёткий передний план от размытого фона. Именно этот эффект многие считают признаком профессиональной фотографии, хотя у неё гораздо больше критериев.
Самые светосильные объективы для компактных фотоаппаратов сегодня имеют величину относительного отверстия диафрагмы F1,8. Самые «тёмные» — F3,5. В одинаковых условиях первые позволят снять с выдержкой в четыре раза короче и получить чёткий кадр.
Малое значение F удастся установить только при минимальном фокусном расстоянии (без зума), поэтому на объективе всегда указывается диапазон F для широкоугольного режима и теледиапазона. Зум или кратность увеличения — это и есть соотношение между максимальным и минимальным фокусным расстоянием.
Фотоаппараты класса «ультразум» интересны только поначалу. В большинстве случаев вы не сможете снимать ими крупные планы издалека из-за сильного смазывания. Даже штатив — не панацея. С ним вы устраните дрожание камеры, но не сможете «заморозить» сам объект съёмки. Выдержка будет слишком велика из-за резкого падения светосилы по мере увеличения фокусного расстояния. Так можно снимать пейзажи, но для этого есть более подходящие варианты. Поэтому старайтесь выбирать фотоаппараты с минимально достаточным именно для ваших задач диапазоном фокусных расстояний.
Помимо упомянутого выше BenQ G1, объективами с рекордной светосилой и адекватным диапазоном фокусных расстояний обладают модели Nikon Coolpix P330, Olympus серии XZ, Fujifilm XF1 и Samsung EX2F. Есть и другие, формально способные продолжить этот список, но их цена приближается к таковой у «зеркалок».
Копаст: computerra.ru
Комментарии (0)
RSS свернуть / развернутьТолько зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.