Всю минувшую неделю общественность и экономисты поражались противоречивым словам и делам российской власти. В среду премьер Владимир Путин провел заседание правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций. Для поднятия боевого духа он озвучил ряд «неплохих цифр». Согласно оценке Центробанка, в первом полугодии в страну притекло более 27 млрд. долл. прямых инвестиций. Это на 8 млрд. больше, чем было в первом полугодии 2010 года, и примерно на 3 млрд. долл. меньше, чем в первом полугодии докризисного 2007 года.
Путин уверен: у страны есть возможность выйти в дальнейшем на уровень 60–70 млрд. долл. прямых иностранных инвестиций в год и обеспечить положительный баланс притока и оттока капитала. В достижении таких показателей стране поможет правительство, которое активно улучшает деловой климат в стране.
Ничем, кроме как предвыборной лихорадкой, столь противоречивые оптимистичные заявления премьера и не объяснить. Видимо, власти между собой так до сих пор и не договорились, какие «неплохие» цифры стоит озвучивать перед аудиторией, а какие лучше умолчать. Так, по данным все того же Центробанка, в первом полугодии этого года в РФ наблюдался чистый отток капитала – разница между оттоком и притоком – на уровне 31,2 млрд. долл. И на этом фоне небольшой прирост инвестиций свидетельствует, мягко говоря, о стагнации, а вовсе не об инвестиционном ренессансе. По итогам 2011 года ЦБ тоже не ожидает ничего хорошего – отток капитала как минимум 30 млрд. долл., и это еще не самый пессимистичный прогноз.
Слова о важности инвестиций были на этой неделе подкреплены делом. Премьер дал добро на то, чтобы французская нефтехимическая компания Total купила 20,5% акций отечественной компании «Ямал СПГ». В правительстве сделку называют перспективной, речь идет об освоении месторождений и о производстве сжиженного газа на полуострове Ямал. Как рассказал Путин, «в общей сложности, включая развитие производственной и транспортной инфраструктуры, строительство арктического флота газовозов, инвесторы и государство вложат в этот проект не менее триллиона рублей». Все бы хорошо, но по сложившейся уже традиции власти не торопятся прояснить, сколько именно вложит в проект бюджет, а сколько – бизнес. Непрозрачность финансовых потоков и таинственность смет уже хорошо известны российским экономистам по сочинским проектам.
Кстати, про экономистов. В начале минувшей недели они публично объявили властям о своем разочаровании в модернизации и диверсификации. Власти не преодолевают нефтяную зависимость, а наоборот, консервируют ее, ведь им это выгодно – указали специалисты Центра развития Высшей школы экономики. В таких условиях стране не избежать валютного кризиса и девальвации рубля. Примерно в 2012 году.
Еще одно разочарование недели. Правительство приняло окончательное решение по увеличению тарифов ОСАГО. Больше всего пострадают автовладельцы из крупных городов и водители с небольшим стажем. В некоторых случаях полисы ОСАГО подорожают в два раза. Российский союз автостраховщиков считает: такая мера снизит убыточность и повысит эффективность страхового рынка. Сами же автомобилисты думают иначе – обязательные бессмысленные поборы станут еще обременительнее, гарантий же, что в случае серьезной аварии страховка покроет весь ремонт, до сих пор нет.
Говорили на прошлой неделе и о независимости госкомпаний. К 1 октября 2011 года госкомпании должны избрать из лиц, не являющихся госслужащими, председателя совета директоров. Напомним, к 1 июля этого года профильные вице-премьеры и министры должны были уйти из госкомпаний. Некоторые участники рынка опасаются, что это лишь косметическая мера. Однако сам президент уверен в ее эффективности.
Копаст:
www.ng.ru/week/2011-07-25/7_economics.html
Комментарии (0)
RSS свернуть / развернутьТолько зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.