Когда Эльдар Рязанов с Эмилем Брагинским задумали снять этот фильм, они хотели найти «героя» — поговорить с ним, узнать настоящий характер, понять мотивацию. Кинематографисты обращались в разные отделения милиции, писали в Минюст и выяснили, что никакого автомобильного Робин Гуда в действительности не было. Фильм — народная сказка чистой воды.
Историю о благородном угонщике Рязанов узнал от Юрия Никулина. Ему же и предложили главную роль в будущем фильме. Но Никулин с цирком собирался в Бразилию на долгие гастроли. Вместе с тем председатель Госкино Алексей Романов наложил вето на проект Рязанова и Брагинского — дескать, после такого кино статистика автомобильных краж резко увеличится. «Я ваш фильм законсервирую!» — горячился чиновник. Авторы смирились с судьбой, на основе сценария написали повесть, которая была напечатана в журнале «Молодая гвардия» и получила очень хорошую критику. Тогда уж в ЦК дали согласие на съёмки, но тут заартачился Никулин. «У меня ощущение, что я это уже сыграл», — объяснял артист. Пришлось Рязанову искать другого Деточкина. Перебрав несколько ярких кандидатур, режиссёр остановился на Иннокентии Смоктуновском.
Он в тот момент болел и прислал в Москву телеграмму с отказом. Тогда Рязанов отправился в Ленинград уговаривать артиста. Он отыскал загородный дом Смоктуновского, поднял его с постели, обещал золотые горы. Не выдержав натиска, артист сдался и обещал приступить к съёмкам через месяц, когда поправится. Но Рязанов хотел гарантий, он потребовал от Смоктуновского расписку, что в любом случае будет сниматься. Побеждённый Смоктуновский под диктовку написал: «Настоящим заверяю…» Это было неслыханно. Актёр выполнил обещание, но после фильма «Берегись автомобиля» два года не мог сниматься — лечил туберкулёз глаз.
До рязановского приглашения Иннокентий Смоктуновский снимался в роли Ленина в фильмах «На одной планете» и «Первый посетитель», поэтому в Госкино не выразили восторга по поводу решения сыграть жулика. Сам артист тоже испытывал беспокойство по поводу трагикомической роли. После князя Мышкина и Гамлета он боялся, что не сможет быть смешным. Ни Смоктуновский, ни Ефремов не были комиками, они реалистично разыгрывали каждую ситуацию. Благодаря им эксцентричная комедия превратилась в трагикомедию. Зато Андрей Миронов с Анатолием Папановым повеселились от души. Множество папановских цитат до сих пор в ходу. Рязанову казалось, что Папанов слишком ярко играет, он даже хотел переснять все сцены с ним. Но на новые съёмки не хватило времени.
Фантастичный сюжет картины режиссёр старался искупить максимальной достоверностью съёмочного процесса. Все трюки производились без комбинированных съёмок. Каскадёр на полной скорости проскакивал под мчащимся грузовиком-трубовозом, резко разворачивался на 180 градусов, взлетал на быстро едущий трейлер, бросал машину под откос. Ольге Аросевой предложили роль Любы, подруги Деточкина, при условии, что она окончит курсы вождения троллейбуса и получит профессиональные права водителя. Аросева сделала это и действительно водила троллейбус в кадре. «Берегись автомобиля» снимали в основном на натуре. Эльдар Рязанов объяснял, что ему значительно проще было бы обустроить, скажем, комиссионный магазин на киностудии, чем размещать аппаратуру и организовывать съёмочный процесс в настоящей торговой точке. Но в результате эпизод получился живым, натуральным. С этой же целью в работе над фильмом «Берегись автомобиля» частенько использовали скрытую камеру. Кстати, интересная смена ролей произошла на съёмках фильма: Евгений Евстигнеев играет руководителя самодеятельного театра, а Олег Ефремов — актёра его труппы. В жизни же всё было наоборот: Евстигнеев играл в театре, худруком которого был Ефремов.
Копаст: aif.ru
Комментарии (0)
RSS свернуть / развернутьТолько зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.