На нижнем уровне – муниципалитетов, коммун, общин – Европа сохраняет пригодную для человека окружающую среду весьма эффективно. Парковка на газоне, процветающая в стране родимых осин, там немыслима. За капельку масла из картера, натекшую на общественную землю, владелец злосчастного авто штрафовался в 90-е на половину стоимости нового «гольфа» (машины с той поры ценой подросли, догнали ли их штрафы – не знаю…). Эффективно развивается общественный транспорт, поощряется велосипедизм.
В Испании в разгар строительного бума, предшествующего нынешнему кризису, новые дома регистрировались муниципалитетами только при наличии солнечных энергоустановок (часто было достаточно водотрубных гелиоколлекторов, но и солнечные батареи переливались на крышах всеми цветами радуги…). Да и на уровне Большой Политики экология процветала. Восседают в парламентах «зелёные» партии. Дружно отказываются от атомной энергетики целые страны. Деловито гудят на дюнах и холмах ветряки (первые модели скорее ревели…). И ведь есть Европе чего бояться!
Потоп нынче в Европе. Рекордное наводнение. На Дунае ждут подъёма воды более чем на 9 метров. На Эльбе – уже значительно выше 7 метров. Выходила из берегов Влтава, заставляя эвакуировать зверей из Пражского зоопарка. Рекорд 2002 года уже побит. И не только он… В баварском городке Пассау воды Дуная, Ильца и Инна поднялись более чем на 13 метров, не менее чем на метр превысив то, что было полтысячелетия назад… Всё это сопровождается человеческими жертвами и многомиллиардными убытками. (В 2002 году ущерб, нанесённый германской экономике наводнением, превысил десять миллиардов евро.)
И что интересно, катастрофические природные явления случаются чаще и чаще. Жара всё чаще остается надолго, превращаясь в wave heat. Дожди тоже застывают на месте, порождая наводнения.
Специалисты дружно отмечают рост числа погодных экстремалей. И одно из достаточно традиционных объяснений связывает этот рост с парниковым эффектом. Причём интересно, что объяснение это на ура принималось европейскими политиками, о чём «Компьютерра» писала в 2008 году… Для наших дальнейших рассуждений не имеет значения, на самом деле природные катаклизмы связаны с выбросами углекислого газа или нет. Достаточно того, что пять лет назад державные мужи (главной у них, впрочем, дама…) Объединённой Европы принимали версию парникового эффекта за вполне достоверную. То есть – катастрофическая жара, убивавшая десятки тысяч человек, деформировавшая железнодорожные рельсы, порождавшая лесные пожары, есть следствие сжигания ископаемого топлива…
Технологии входят в наш быт незаметно. С самых обыденных и недорогих вещичек. Вот и летним сезоном этого года короткими июньскими ночами на дачных участках всё чаще и чаще мерцают эльфийскими огнями светодиодные светильники. Запасшие днём энергию, полученную от солнечных батарей. Стоят такие игрушки пустяки. Садовые супермаркеты дают их в придачу к наборам из шланга, удобрений, контейнеров… Но если задуматься, то это говорит о многом. О том, что где-то появилось массовое производство солнечных батарей, работающее с более чем приемлемыми издержками. Да, есть такая страна, и вы её знаете… У каждого из нас дома масса произведённых в ней товаров. И сегодня к ним прибавились весьма доступные солнечные батареи. Казалось бы, Европа, озабоченная экологическими проблемами, страдающая от изобилия воды и от волн жары и искренне верящая, что погодные катаклизмы вызваны парниковым эффектом, должна этому только возрадоваться. А ведь ещё европейские политики очень озабочены своей энергетической зависимостью – тема, больная с начала 1970-х годов, с первого нефтяного эмбарго, учинённого арабами, не сумевшими осилить Израиль в Войне Судного Дня. И ведь у самого ЕС, кроме того, имеет место дефицит материалов, необходимых для массового производства солнечных батарей. Так что, казалось бы, всем хорошо. Китай производит дешёвые солнечные панели. Европа имеет возможность установить их у себя – во всяком случае, в южной своей части – и сократить потребление ископаемого топлива, и получить возобновляемую энергию, не связанную с калечащими пейзаж ветряками…
Но это – в теории… А на самом деле получилось не так. С начала мая 2013 года в Европе пошёл процесс введения заградительных тарифов на китайские солнечные батареи. С 6 июня 2013 года ввозная пошлина установлена в 11,8 процента, а уже с августа 2013 года она поднимется до 47,6 процента. Если же к декабрю производители Поднебесной не установят цены на гелиоэлектрические панели и солнечные элементы на уровне, удовлетворяющем брюссельских бюрократов, то тарифы будут заморожены на следующие пять лет. И это – удивительно интересно! Европа, всячески выражающая на словах заботу об окружающей среде, на самом деле добилась тут поразительно небольших успехов. По сравнению с 1990-м годом потребление энергии из возобновляемых источников возросло лишь на 12,7 процента. До 20 процентов увеличения, которое планировалось достигнуть в 2020-м году, ещё очень и очень далеко…
А в Поднебесной ещё в 2009 году мощность электростанций на возобновляемых источниках энергии достигла 226 ГВт – 197 ГВт у ГЭС, 25,8 ГВт у ветростанций и 400 МВт у фотоэлектрических солнечных станций. К началу 2012 мощность ветроэнергетики достигла 62,4 ГВт (аж 17,6 ГВт установлено в 2011 году). А к 2020-му планируется ввести в эксплуатацию 300 ГВт гидроэнергетических мощностей, 150 ГВт ветроэнергетики и 20 ГВт солнечных электростанций… Доля возобновляемых источников в энергобалансе КНР превысит 30 процентов. И почему-то нет сомнений, что эти планы будут выполнены!
И для сравнения – поведение Европы. Нуждающейся в энергии. Озабоченной (как минимум на словах…) экологией. И – вводящей заградительные пошлины. На рынке очень существенных объёмов – ещё в 2011 году объём ввоза солнечных батарей и их элементов в страны Евросоюза из КНР достиг 21 миллиарда евро. Но Поднебесная всё равно лидирует – в 2013 году она установит 5,39 ГВт солнечных батарей и обойдёт нынешнего мирового лидера – Германию – по объёму установленных фотоэлектрических мощностей. А удорожание для европейских производителей солнечных элементов в полтора раза ещё сильнее закрепит китайское лидерство… Но тем не менее тарифы установлены…
История эта поразительно поучительна. Ну, во-первых, солнечные элементы по применяемым технологиям и используемым материалам (полупроводники, легирующие добавки) поразительно близки компьютерной технике. Во-вторых, это сегмент высокотехнологического, инновационного рынка, с присущей ему организацией хозяйственной деятельности. И, в-третьих, все эти события разворачиваются в глобальном мире. Мире, где вроде бы минимизированы экономические барьеры и товары могут свободно путешествовать по свету, ко взаимной радости производителей и потребителей…
Но всё это – опять-таки в теории. А смотрим на Realpolitik евробюрократов и видим, что всё не так… Плевать оказывается на экологию, о которой было пролито столько слёз. Плевать на граждан ЕС — и на десятки тысяч убитых рекордной жарой, и на десятки человек, утонувших в наводнении, и даже на страховые компании, которым предстоит покрывать убытки. Плевать на перспективы построения «зелёной» энергетики. Плевать даже на энергонезависимость от коварных русских…
Преследуются какие-то краткосрочные цели. Ну, может, субсидии ЕС вложены были в свои малоэффективные заводы. Или спонсору избирательной компании какого политика свечнаясолнечнобатарейная фабричка принадлежит. В любом случае политики в век высоких технологий ведут себя вполне так же, как в эпоху классической делёжки рынков сбыта перед Первой мировой. И коррупционную составляющую отнюдь не надо сбрасывать со счетов: когда Луи-Наполеон разогнал Законодательное Собрание и расстрелял парижских горожан 4 декабря 1851 года, то это было прелюдией к такой растащиловке, какая не уступает творившемуся у нас в 1990-е, после расстрела Верховного Совета.
И это надо иметь в виду тем из наших читателей, которые намерены работать в области высокотехнологического предпринимательства. Для рыночного успеха недостаточно иметь инновационный и дешёвый товар. Надо иметь ещё рынок сбыта для него… А с этим бывают проблемы даже у Китая с его полуторамиллиардным населением и второй по мощности экономикой. (Объём торговли между КНР и ЕС составляет 433,6 миллиарда евро.) И даже самый влиятельный политик Еврозоны – канцлер ФРГ Анджела Меркель – не в состоянии помочь премьеру Госсовета КНР Ли Кэцяну… Нет, китайцы, люди незлопамятные, обиды записывают, намерены отомстить европейским производителям вин, хотя и сами пристрастились к бургундскому. Но всё-таки критическая технология, спасающая окружающую среду, с одной стороны, а с другой стороны вино, которое то ли спасает от рака, то ли вредно, при всём благородстве происхождения… Неравноценный обмен!
Так что резюмируем. О каких бы благородных вещах ни говорили политики, это всегда обманка для простаков. Реальные мотивы их действий просты и циничны, преследуют самые примитивные и ближние цели. И это надо учитывать всем, кто не хочет оказаться заложником игр лжецов. Китайцы-то с гигантским внутренним рынком выкрутятся. А если в такую ситуацию попадёт наш предприниматель-инноватор? Ему будет бессмысленно повторять экологические мантры…
Копаст: computerra.ru
Комментарии (0)
RSS свернуть / развернутьТолько зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.