PSNet, developing for LiveStreet CMS

Запостить!

Частная компания намеревается начать колонизацию Марса к 2023 году

На первый взгляд кажется, речь идёт об интеллектуальной провокации: частная нидерландская компания Mars One полагает, что колонизировать Марс можно без разработки новых технологий, космических двигателей или новых источников энергии для космических миссий. Даже без атомной энергии.


Реально ли это или желаемое в очередной раз превратится в недействительное?


Вот что самое интересное в этом «вбросе»: компания, основатель которой Бас Лансдорп (Bas Lansdorp) может быть известен вам по проекту Ampyx Power, с самого начала поставила перед собой кажущийся невыполнимым срок — апрель 2023 года — как дату начала колонизации, момент, когда человек впервые ступит на поверхность иной планеты.


В первое время космонавты будут жить в спускаемых капсулах — вчетвером в одной. В будущем предполагается строить герметичные жилища из местных материалов. (Здесь и ниже иллюстрации Mars One.)
В первое время космонавты будут жить в спускаемых капсулах — вчетвером в одной. В будущем предполагается строить герметичные жилища из местных материалов. (Здесь и ниже иллюстрации Mars One.)





Итак, концепция колонизации Марса почти без новых разработок в области космических технологий, с использованием уже существующих средств доставки (или тех, что вот-вот появятся), основывается на нескольких весьма необычных модификациях стандартных планов колонизации.


Во-первых, для колонистов билет будет оплачен только в одну сторону. Звучит дико, но никто не будет забирать их с Марса, наоборот, будут подвозиться всё новые и новые космонавты, которых к 2033 году должно быть не менее 20 (раз в два года планируется доставлять по четыре человека). Это позволяет в значительной степени решить проблему «гравитационного колодца», когда очень небольшая часть массы, выводимой в космос, является полезной нагрузкой. В случае пилотируемого полёта на Марс в такую полезную нагрузку придётся включать массу ракеты, которая повезёт космонавтов назад. Ну а если все доставленные остаются на месте, то затраты на пилотируемый полёт падают в несколько раз, не очень-то превышая стоимость непилотируемого полёта, предусматривающего возврат образцов марсианского грунта на Землю.


Но как они будут жить там, эти отважные колонизаторы без права на возврат? Второй пункт плана по колонизации Марса включает в себя обширное использование местных ресурсов. Точка приземления предполагается в районе, где много водного льда, который нужно будет лишь растопить, чтобы использовать для питья, гидропонных растений и получения (электролизом) кислорода для дыхания.


Где брать энергию для всего этого? Третий опорный столп концепции Mars One — использование ультрапростых по размещению солнечных батарей. Для первого квартета космонавтов планируется заготовить 3 000 м² батарей, которые будут просто положены на марсианскую поверхность. В случае пылевой бури, вроде тех, что так досаждают нынешним марсоходам, ограничивая их активность, предполагается сдувать пыль с помощью устройств, размещённых на негерметизированных марсоходах (с ручным управлением).


Причины нелюбви авторов концепции к АЭС для марсианской миссии понятны: хотя атомная энергия поставляет мировой энергетике примерно одну шестую всего электричества, очень трудно представить, как страна с демократическим правительством сможет запустить атомный реактор в космос даже на борту самой надёжной ракеты-носителя. Самое главное: АЭС для этого надо будет разработать с нуля, в то время как лозунг Mars One — «Мы готовы к полёту сейчас».


Рядом с посадочными модулями прямо на грунт лягут солнечные батареи. На время песчаной бури помогут бортовые аккумуляторы.
Рядом с посадочными модулями прямо на грунт лягут солнечные батареи. На время песчаной бури помогут бортовые аккумуляторы.





В качестве ракеты-носителя предлагается использовать Falcon Heavy производства SpaceX — разрабатываемую сейчас модификацию Falcon 9, недавно доставившую на орбиту корабль Dragon. Более крупная версия этого же КА, известная как Red Dragon, по мнению голландцев, подойдёт для семимесячного (на имеющихся двигателях быстрее не получится) полёта к Марсу.


Небольшой видеоматериал о проекте:



Если вас пробирает здоровый скептицизм по поводу планов Mars One, мы вас искренне понимаем. При всех трудностях создания космических АЭС солнечная постоянная в районе Марса в 2,25 раза ниже, чем на земной орбите. Поэтому солнечная энергия там не самый лучший помощник, а поездки на роверах к разложенным в марсианской пустыне батареям ради сдувания с них песка тоже попросят энергии. И тем не менее понять авторов концепции можно, недаром их поддерживает профессор Утрехтского университета Герард 'т Хоофт, получивший в 1999 году Нобелевскую премию по физике. Действительно, в случае, если мы найдём решительных, вменяемых космонавтов, готовых прожить много лет при гравитации в 0,378 земной на гидропонике и консервах, ничего технически нереального в проекте нет. Да и выглядит идея такой колонизации Марса красиво. «… только частные фирмы будут задействованы. Никакого политического мумбо-юмбо, никаких денег налогоплательщиков», — заявляет профессор 'т Хоофт.


Вопрос в другом. Витриной пилотируемой космической активности остаются 1960-е годы, когда космос стал обычной гонкой престижа между великими державами. Но и тогда исторический пик финансирования космической отрасли в США был равен 0,5% ВВП. Полёт на химических ракетах к Марсу и его последующая колонизация потребуют сравнимых финансовых усилий. То, что на это не пойдёт ни одно нынешнее правительство, очевидно. Смогут ли прожектёров обеспечить частные игроки в космическом секторе — вот ключевой вопрос предлагаемого Mars One проекта.


Копаст: compulenta.ru

  • 0
  • 04 июня 2012, 17:24
  • drtot

Комментарии (0)

RSS свернуть / развернуть

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.