По данным исследований,
шимпанзе — самые близкие родственники человека — при условии нормирования на размеры тела оказываются в среднем в четыре раза сильнее, чем взрослые люди.
Очевидно, что в какой-то степени это несоответствие обусловлено разницей в строении мускулатуры; соответствующие структурные отличия были обнаружены специалистами довольно давно.
Биолога Алана Уокера (Alan Walker) из Университета штата Пенсильвания (США) такое простое объяснение, впрочем, не удовлетворило; ученый считает, что причины «ослабления» человека следует искать в изменении строения нервной системы. В ходе эволюции, поясняет свою мысль г-н Уокер, люди научились управлять двигательными процессами с уникальной точностью, поплатившись за это физической силой.
Гипотеза Алана Уокера базируется на результатах исследований его коллеги Энн Маклэрнон (Ann MacLarnon), которая обнаружила, что спинной мозг шимпанзе (при нормировании на размеры тела) содержит значительно меньший объем серого вещества, чем спинной мозг человека. В сером веществе, напомним, сосредоточены двигательные нейроны — нервные клетки, аксоны которых связаны с мышечными волокнами; большее количество таких нейронов должно соответствовать более совершенной системе контроля мышц. Действительно, добавочные мотонейроны позволяют человеку в определенный момент задействовать лишь малую часть всех мышечных волокон, регулируя прикладываемое усилие по мере необходимости. Шимпанзе, напротив, зачастую «не рассчитывают» (да и не могут рассчитать) силы, растрачивая энергию впустую.
«Именно поэтому обезьяны представляются нам намного более сильными», — пишет г-н Уокер в статье, опубликованной в текущем номере журнала Current Anthropology. В качестве доказательства истинности своей гипотезы ученый приводит известный факт: шимпанзе проявляют себя как прекрасные спринтеры и бойцы, а люди значительно опережают своих ближайших родственников по показателям физической выносливости и могут считаться выдающимися стайерами.
Алан Уокер также высказывает предположение о том, что нервная система человека жестко лимитирует количество одновременно задействованных мышечных волокон; преодолеть такое ограничение можно лишь в состоянии сильнейшего стресса. «Вероятно, этот механизм предотвращает повреждение мышечной системы; у человекообразных обезьян он либо отсутствует вовсе, либо его действие ослаблено», — заключает ученый.
Полный текст статьи Алана Уокера размещен на сайте журнала Current Anthropology.
Источник: compulenta.ru
Комментарии (0)
RSS свернуть / развернутьТолько зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.