PSNet, developing for LiveStreet CMS

Запостить!

Реалити-шоу российской власти

В следующем году любой гражданин, знающий, как обустроить Россию, сможет лично участвовать в законотворческом процессе. Новый интернет-портал «Открытое правительство» обещает общественное обсуждение, а главное – редактирование законопроектов, рождающихся в госорганах. А Минюст подготовил распоряжение о четких правилах антикоррупционной экспертизы этих документов. Между тем сегодня ведомства нередко не выставляют на свои сайты наиболее скандальные проекты. А если и проводят их экспертизу, то о результатах проверки не сообщают. «Открытое правительство», похоже, положения не исправит – вряд ли чиновникам понадобятся плоды коллективного законотворчества.

«Электронная Россия», «Электронное правительство», «Электронный парламент» и т.д. – эти названия связаны с одним процессом – власти пытаются осовременить бюрократическую машину. А заодно предоставить гражданам право быть зрителями своеобразного реалити-шоу. То есть наблюдать через Интернет за тем, как чиновник изготавливает главный продукт своей жизнедеятельности – государственную бумагу. Именно на это и был направлен инициированный президентом Дмитрием Медведевым в 2009 году закон об антикоррупционной экспертизе проектов всех нормативных актов. Экспертизе в том числе общественной.

Президенту, интересующемуся Интернетом во всех его проявлениях, этого показалось мало. И он приказал проводить в Сети общественные дискуссии по наиболее важным предложениям. Так был обсужден законопроект о полиции. Премьеру Владимиру Путину, как известно, Интернет не интересен, но он вынужден был принять вызов партнера по тандему. Поэтому сейчас в виртуальном пространстве идет обсуждение новых законов об образовании и здравоохранении. А недавно туда был вброшен антитабачный законопроект.

И это только разминка. С начала 2012 года в России должен заработать интернет-портал «Открытое правительство». Управление делами президента по поручению с Краснопресненской набережной объявило срочный конкурс на его создание. В сентябре выберут победителя, который за оставшееся до конца года время обязан представить конечный продукт. Максимальная цена контракта – 16 млн. руб. Предполагается, что это будет автоматизированная система общественной экспертизы законопроектов. Там будут размещать, как говорится, неоднозначные инициативы правительства. В техническом задании к контракту подчеркивается: на новом интернет-портале должны быть обеспечены открытость процесса законотворчества и максимально удобные условия для участников.

Выглядит многообещающе. Если бы не появившиеся первые подробности, как будет действовать «Открытое правительство». Оказывается, таковым оно будет вовсе не потому, что к мнению граждан станут прислушиваться. Открытость предполагается в том, что редактирование текстов интернет-пользователи смогут производить по принципу Википедии. Так что связь граждан с чиновниками с самого начала планируется односторонняя. Читатель того или иного проекта будет писать что угодно, а настоящий писатель – чиновник – будет читать то, что ему нравится. Или не читать. Как и в Википедии, все варианты отредактированных документов будут сохраняться и рейтинговаться, статистика посетителей и их активности будет вестись в автоматическом режиме. Данные в полном объеме поступят в аппарат правительства.

Напомним: опыт обсуждения закона о полиции с точки зрения нормальной коммуникации между властью и обществом показал, что ее нет. Народ забил специальный сайт тысячами предложений. Но МВД большую их часть проигнорировало. Медведев вынужден был приказать прислушаться к гласу снизу. Получившийся в итоге текст все равно удовлетворения у экспертов не вызвал. Дошло до того, что на очередном заседании президентского Совета по развитию гражданского общества главу государства призвали навести порядок собственной рукой. Но закон уже был принят. Президент лишь пообещал, что для корректировки он не закрыт. Не меньшие скандалы вызвали и факты правительственной открытости перед обществом. Законопроекты об образовании, а затем и о здравоохранении обсуждались по тому же принципу: собака лает – караван идет.

В основе нынешних попыток власти приоткрыться перед публикой лежит президентский закон об антикоррупционной экспертизе всех нормативных актов, принятый летом 2009 года. Поначалу на сайтах госорганов действительно появилось множество документов. Но к началу этого года процесс остановился.

Например, на сайте МИДа новые проекты появляются несколько раз в месяц, что вряд ли соответствует реальности. Немного их у МЧС и у Минобороны. Крайне неравномерно работают гражданские министерства. Если у экономического и финансового плюс у Минздравсоцразвития нормотворческая жизнь кипит, то какое-нибудь Министерство спорта, туризма и молодежной политики, похоже, просто спит. А главное – почти ни одно ведомство не выставляет результатов экспертизы. Получается, что вроде бы никаких признаков коррупционности нет. Например, Госнаркоконтроль объявляет – 40 наших приказов подверглись проверке, все 40 зарегистрированы, коррупции – 0.

Последний пример: вчера появилось сообщение, что Минфин подготовил новые правила заключения автовладельцами договоров о полисах ОСАГО, которые теперь без талона техосмотра не купишь. Но прочитать о том, каковы результаты антикоррупционной экспертизы этой бумаги, невозможно.

Есть вопросы и к более активным ведомствам. В конце июля в Думу правительством внесен проект о ротации с 2013 года всех чиновников, служащих в территориальных подразделениях федеральных контрольных и надзорных структур. Подготовлен документ был в Минздравсоцразвития. Но на его сайте не выставлялся. В начале августа «НГ» писала о законопроекте, предполагающем расширение полномочий ФСО, получающей право выносить гражданам и юрлицам предписания. На интернет-странице ведомства документ не замечен. Обязательные для исполнения уведомления и предостережения, как известно, имеет право сейчас выносить ФСБ. Такой закон был принят летом прошлого года. Через чекистский сайт он не проходил. Так же как скандальное прошлогоднее предложение правительства об уголовной ответственности за блокирование дорог, разработанное тем же силовым ведомством.

Да что там силовики! Инициатор кампании по открытости законотворческой работы властей – Дмитрий Медведев недавно посетовал, что его законопроекты антикоррупционную экспертизу почему-то не проходят. И приказал эту ситуацию исправить. Видимо, поэтому Минюст 22 августа и разместил в Интернете проект своего приказа о новых правилах этой работы – более жестких с точки зрения сроков проведения экспертизы и более всеохватных. Сейчас четко указано, что проверяются не только правительственные структуры, но и иные госорганы. Теперь, возможно, станет доступна для ознакомления хотя бы часть рецептов юридической кухни Государственного правового управления президента. А ведь ныне даже официальные заключения ГПУ на обсуждаемые в ГД законы в принципе считаются документами для служебного пользования. По сути, мнение гаранта Конституции скрыто грифом секретности.

Впрочем, на сайте президента бывают недоступны и некоторые уже подписанные им акты. Например, список поручений главы государства по итогам заседания президиума Госсовета 11 февраля в Уфе, где обсуждались межнациональные отношения. «НГ» безуспешно попыталась разыскать их на kremlin.ru. А на сайте премьера вообще невозможно найти никаких его поручений.

Копаст: ng.ru
  • +4
  • 24 августа 2011, 12:09
  • drtot

Комментарии (0)

RSS свернуть / развернуть

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.