PSNet, developing for LiveStreet CMS

Запостить!

Опсосов в России все меньше, а проникновение сотовой связи — 161%

Число пользователей сотовой связи в России не растет взрывообразными темпами — все и так ходят с кучей мобильников. Увеличение абонентской базы даст только рынок M2M и «вторые-третьи» SIM-карты в мобильных модемах. А вот число опсосов — уменьшается.


Мелкие компании в сотовой связи, в отличие от фиксированного ШПД, не выживают — спустя десять лет после начала гонки «стройки за МКАД» в России из нескольких десятков «сотовиков» разного калибра остается только пять крупных провайдеров мобильной связи — МТС, «ВымпелКом», «МегаФон», Tele2 и «Ростелеком». Причем, самый быстрый рост показала Tele2, которая смогла «выстрелить» буквально за пятилетку и набрать себе 22 млн. более-менее живых абонентов, бОльшая часть из которых была отобрана у «Большой тройки». Вот ведь сколько недовольных клиентов оказалось у наших «жирных котов». У остальных лидирующие позиции на рынке — это «достижения прошлых лет». 


Кстати, «Ростелеком», который в итоговом рейтинге аналитиков AC&M Consulting находится на почетном пятом месте с 13,5 млн. абонентов — это далеко не единая компания. Это осколки сотовых активов МРК «Связьинвеста», разбавленные региональным отделениями «Скай Линка», чей бренд больше не используется и был уничтожен в 2012 году. Так что если первая четверка опсосов — это более-менее монолитные компании, то «Ростелеку» ей только предстоит стать. 


Уровень проникновения сотовой связи

По результатам 2012 года в России уровень проникновения мобильной связи превысил 161%



Самый очаровательный показатель на сотовом рынке страны — это уровень проникновения сотовой связи. По итогам 2012го он составляет 161% — то есть на каждых десять жителей страны, включая младенцев, приходится по 16 более-менее действующих SIMок. И это явно не предел — в Москве этот показатель составляет 201%, а в Питере — аж 205,6%! И это совсем не предел — уже сейчас у пользователя может быть минимум 2-3 SIM-карты (смартфон, планшет, модем), а в будущем модули передачи данных все чаще будут инсталлировать в навигаторы, фотоаппараты и т.д. Надо же учитывать еще банкоматы, POS-терминалы для приема карточек, видеокамеры с трансляцией по Сети, сигнализации (в т.ч. автомобильные) и много других устройств, передающих информацию по Сети с помощью «мобильной беспроводки». 


Локальный российский лидер пока не изменился — это компания МТС с 71,2 млн. клиентов из которых 14 млн. находится в столичной лицензионной зоне. Первенство логичное и вполне убедительное ибо у «номера 2» российского рынка, компании «МегаФон», клиентов куда как меньше — 62,5 млн. из которых в Москве 9,8 млн. пользователей услугами этого опсоса. И третье место — конечно «ВымпелКом», у которого в России 56 млн. клиентов (в Москве 13,1 млн.): правда, он теряет их постоянно. Например, за последние три месяца 2012 года — минус 70 тыс. клиентов. И все из-за плохого покрытия городов, а также весьма слабого 3G в регионах. Кстати, за тот же период времени МТС нарастило число своих пользователей на 500 тыс., а Tele2 добавило 374 тыс. новых пользователей. Кстати, есть потери и больше «билайновских» — «МегаФон» потерял аж 236 тыс. клиентов (интересно, акционеры после IPO обратят на это внимание??) за три крайних месяца 2012го года. Догнать МТС такими темпами у компании нет никаких шансов — только если получится прикупить Tele2 после «рокировки руководителей» которая случилась там недавно: вот тогда суммарная российская база опсоса увеличится до 85 млн. клиентов (если взять только итоги 2012го года) и можно будет громко рапортовать о громадных успехах на «практически развитом телеком-рынке РФ». И не важно сколько это будет стоить — главное «грохнуть» конкурента и одним махом выбиться в лидеры «по головам» клиентов: инвестфонды и аналитики должны оценить красоту комбинации. 


Правда, на Tele2 есть и другие претенденты — речь идет о «Ростелекоме». Если Tele2 будет присоединена к «национальному монстрику», то абонентская база будет равна 36,2 млн. пользователей. Но вот эта сделка пока вряд ли возможна из-за чехарды в самом «Ростелеке» и особенно в связи с неопределенностью его сотовых активов. Странная ситуация — лицензий у компании чуть ли не больше всех на рынке, а понимания того как же строить и где до сих пор нет. А там, где оно присутствует — огромная коррупция вместе с провалом сроков введения в строй «мобильного Ростелекома». 


Уровень новых подключений

Больше всего в регионах новых пользователей подключили в Tele2



Еще более показательны «новогодние продажи» — привлечение новых пользователей. Например, в регионах кроме Санкт-Петербурга и Москвы доминирует Tele2 — 83% новых подключений по всей стране пришлись на ее долю (у этой компании и других, конечно, больше подключений — но есть и существенный отток). Кроме того, весьма значительные показатели и у МТС, но, в основном, за счет двух столиц — 68% прироста в Москве и 80% в Питере. Похоже, что рост у «Большой тройки» постепенно замедляется: новых клиентов, даже «двойных-тройных» (пересечения клиентской базы на рынке, кстати, давно уже больше 30%) маловато. А дополнительные «точки роста» (например, установка SIM-карт в датчики с телеметрией и т.д. ) операторам развивать откровенно лень: проще монетизировать (особенно с помощью всевозможных «подстав» на рынке VAS) то, что уже достигнуто. 


Российский рынок мобильной связи

10% которые Tele2 занимает на рынке мобильной связи могут быть интересны «Ростелекому» и «МегаФон». У второй компании шансов больше — тогда есть шанс обогнать МТС по «поголовью» клиентов. 



Стоит взглянуть еще и на рыночные доли опсосов. Столица поделена ими окончательно и бесповоротно — олигополия налицо: примерно по трети рынка столицы у каждого игрока «Большой тройки» (38% у МТС, 35% у «ВымпелКом» и 26% у «МегаФон») и никого больше они сюда пускать не хотят. «Ростелеком» со своим 1% скорее исключение — наследие «Скай Линк». А вот в Питере, куда прорвалась Tele2 ситуация иная — компания смогла отвоевать себе аж 18% рынка (пусть он и меньше столичного, но мегаполис!) и увеличивать рост даже без лицензии 3G: только на выгодных тарифах «на голос» и SMS. По всей стране такая же олигополия, кстати — Tele2 держит примерно 10% российского рынка: при таком резком уменьшении числа независимых игроков компанию точно кто-то в этом году купит. Все-таки развивать 3G ей уже поздно (лицензию в 2007м не дали), а LTE делать в диапазоне 1800 МГц, скорее всего, так просто не позволят. А голос — падает. Чувствую, к середине 2013го года будет у нас «Большая четверка», не больше. 


p.s. Про Смартс и Мотив говорить как-то неудобно даже — 2,3 млн. и 1,9 млн. пользователей это очень мало на российском рынке. И пусть каждая компания рисует «бумажный плюс» своих клиентов, в реальности это мало что изменит. Даже получив разрешение на стройку LTE (а вдруг!) эти два оператора обречены на медленное умирание. Их можно только покупать — полностью или частями. Но вот клиентам там точно делать уже нечего: только если покупать дешевую внутрисеть, не больше.


Копаст: computerra.ru

  • 0
  • 07 февраля 2013, 07:20
  • drtot

Комментарии (0)

RSS свернуть / развернуть

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.