В России завершена перепись населения. Новые статистические данные помогут лучше понять, какова нынешняя Россия. Заметен ли прогресс? Меняется ли народная жизнь?
Население весьма скептически отнеслось к переписи. Основания для этого были: люди не понимают, зачем измерять «новую» температуру в общей квартире, если в ней десятилетиями не проводят капитальный ремонт. Закрашивают щели.
Выбор судьбы
Благодаря успехам статистической науки власть научилась пользоваться статистическим градусником. Но не научилась главному: врачевать народ. Качество народонаселения падает. Ухудшается здоровье, уровень образования, падает бытовая культура. Справедливости ради нужно сказать, что и сам народ не слишком озабочен самосохранением. На дворе ХХI век, а мы из поколения в поколение воспроизводим губительные привычки и обычаи. Сколько говорят о вреде пьянства, курения, а ситуация становится всё тревожней. Россия стала раем для производителей водки, пива и табака. На фоне обогащения горстки табачных, водочных и пивных лоббистов растёт число разводов, брошенных детей, насилие в семьях.
Конечно, можно философски рассуждать о том, что человек сам распоряжается своей судьбой. Хочешь стать импотентом в тридцать лет — становись. Хочешь в сорок валяться под забором в обнимку с поллитрой — твой выбор. Хочешь получить в пятьдесят инфаркт — кури «на здоровье». Всё это, дескать, частная жизнь, частный выбор. Но ведь из миллионов таких частных судеб складывается национальная судьба. Спивающийся, дичающий народ лишается национальной культуры, утрачивает боеспособную армию, теряет способность к модернизации и в конечном счёте отдаёт себя во власть нациям, строже относящимся к своей жизни.
Есть ли нация?
Тема судьбы народа и судьбы России волнует не только учёных (историков, демографов, социологов). Горькие вопросы о нашем общем будущем звучат и в письмах читателей «АиФ». Кто мы, какой достойны судьбы?
Читатель Дмитрий Росин из Ростова-на-Дону, скромно назвавший себя доморощенным политологом, в своеобразной форме задаётся этими же непростыми вопросами:
«Стелился над полями дым,
Но снова колос поднимался!
Народ наш был непобедим,
Пока народом оставался…»
«Сегодня в России людское общество в политическом смысле не является ни нацией, ни народом», — делится он своими размышлениями».
Догонялки
А между тем качество народа и, может быть, ещё в большей степени — качество власти таково, что догонять ушедшие вперёд страны становится всё труднее. Темпы модернизации (в тех странах, где она реально осуществляется) всё ускоряются. Это в прежние столетия соотношение мощи государств менялось с шагом в 50 или даже 100 лет. Нынешний шаг истории, особенно экономической, индустриальной, резко сократился. Побеждённая и оккупированная Япония благодаря привнесённой американцами политической и социальной модернизации в течение всего трёх десятилетий из замкнутой страны превратилась в ведущую мировую державу. Буквально на глазах у изумлённого мира вырываются вперёд Китай, Южная Корея, Индия, Бразилия.
Важным стимулом модернизации в этих странах является национальная солидарность. Успех особенно заметен там, где воля народа и воля власти действуют в одном направлении. Это хорошо видно на примере Японии. Модернизация стала буквально религией японцев. У нас такой солидарности нет. Социологи всё с большей тревогой говорят о фрагментации нации. Власть размахивает флагом модернизации, а народ считает, что высшая бюрократия озабочена закреплением ситуации, которая даёт ей возможность обогащаться. По словам гендиректора ВЦИОМ Валерия Фёдорова, из дворцов слышится сытое брюзжание, а из хижин — полуголодный ропот. Огромный разрыв в уровне жизни отдельных «фрагментов» ведёт к утрате и политического единства. Неудивительно, что в России нет коллективного запроса на модернизацию.
Старые песни
Эксперты утешают нас разговорами о «конкурентных преимуществах», гадают, на сколько лет хватит запасов сырья. Одни говорят — на сто лет, другие — на двести. Но мировая ситуация в сфере технологий и энергосбережения меняется так быстро, что «преимущества» могут испариться в течение нескольких десятилетий. Что тогда? В прессе появились сообщения, что Украина и Аргентина ведут переговоры с Катаром о продаже сельхозугодий для выращивания зерновых. К нам пока с такими предложениями не обращались. Но, если отставание будет нарастать, а «конкурентные преимущества» испаряться, не приет ли арабские купцы и к нам? «Что такого? — скажут добрые чиновники. — Продаём же мы лес, недра...» В Иркутской области уже есть охотники гнать за рубеж байкальскую воду. Так почему бы не продать землицы? Россия большая, а народу всё меньше…
«Приходили переписчики. Спрашивали то да сё. А о главном не спросили: как эта власть, за которую мы голосуем, называется? — пишет Вера Дубинина из Мценска. — Очень уж добрый у нас народ. Спросили б меня, уж я бы им такое сказала!»
Комментарии (0)
RSS свернуть / развернутьТолько зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.