31 января знаменитая компания отмечает 120-летний юбилей
Рождение легенды, как обычно и бывает с великими открытиями, произошло совершенно случайно. Скромный фармацевт Джон Стит Пембертон, бывший офицер армии Конфедерации, в мае 1886 года на своем заднем дворе сварил странный густой сироп коричневого цвета. Джон отнес его в самую крупную аптеку Атланты, и в тот же день были проданы первые порции сиропа по пять центов за стакан. В первый год ежедневно продавали по девять стаканов загадочного сиропа.
Изначально сироп Coca-Cola носил название «Французская винная кока – идеальный тоник для стимуляции работы мозга» и содержал спирт, который вместе с разрешенным в то время кокаином придавал тонику эффект бодрости. Сам Пембертон страдал морфиновой зависимостью (ее он приобрел в результате употребления больших доз морфина для уменьшения боли от ран, полученных во время Гражданской войны) и изначально употреблял свое «кока-вино» в целях борьбы с ней. Также химик утверждал, что волшебный сироп – отличное средство от импотенции.
По требованию местного общества трезвенников (в тот год в Атланте ввели сухой закон), спирт из состава пришлось убрать. И Пембертон нашел достойную замену – тонизирующее вещество из орехов колы, завезенных рабами из Африки. Фармацевт смешал экстракт орехов колы с напитков кока и получил мощное тонизирующее средство, правда, не отличающееся приятным вкусом. Изобретателю сиропа пришлось потратить уйму времени и перепробовать различные компоненты, чтобы устранить недостаток.
Свое фирменное название и всемирно известный логотип сироп Пембертона получил буквально через месяц. Фрэнк Робинсон, партнер по бизнесу, придумал словосочетание «кока-коловый эликсир и сироп», которое вскоре сократилось до «Coca-Cola». Он же написал название модным в ту пору каллиграфическим шрифтом – белым по красному фону. Но это был всего лишь густой сладкий сироп, который приходилось разбавлять водой.
Прохладительным газированным напитком сироп Coca-Cola станет к концу 1886 года, с легкой руки некого южанина, зашедшего в аптеку излечиться от похмелья. Посетитель заказал стаканчик напитка, однако продавцу было лень идти к водопроводу на другом конце зала и он предложил добавить к сиропу немного содовой. Гость согласился и, попробовав, пришел в такой восторг, что в скором времени все аптеки Атланты стали продавать Coca-Cola только с содовой. Так и началась история американской любимицы и одного из символов нации.
В начале 20-го века в Америку прибывали тысячи иммигрантов из Старого света. Один из них, выходец из Ирландии Аза Кендлер, приехал в Атланту с двумя долларами в кармане. Он обладал незаурядным коммерческим талантом и вскоре приобрел у вдовы Пембертона за 2300 долларов (в то время это была солидная сумма) фирменный рецепт «Кока-колы». 31 января 1893 года Аза Кендлер вместе с братом и двумя компаньонами зарегистрировал в штате Джорджия «The Coca-Cola Company». Первоначальный капитал составил 100 тысяч долларов.
Главная загадка Coca-Cola – ее состав, который считается коммерческой тайной. Фирменный рецепт хранится «за семью печатями» – в сейфе банка в Атланте. И даже те сотрудники, которые смешивают все ингредиенты, знают их только по кодовым номерам.
Первоначальный состав сиропа «колы» включал три части листьев коки (из них в 1859 году Альберт Ниман получил наркотик – кокаин) на одну часть орехов тропического дерева колы. В то время кокаин не являлся запрещенным веществом и продавался свободно, так как о его вреде для здоровья ничего не знали. Когда же развернулась масштабная антикокаиновая кампания, рецепт «колы» изменили: в нее стали добавлять листья колы, из которых уже экстрагировали кокаин.
Однажды к Кендлеру пришел знакомый и пообещал рассказать ему секрет быстрого увеличения доходов. «Разливайте напиток в бутылки», – прошептал он владельцу компании, но Кендлер пропустил совет мимо ушей. Бутылки иногда взрывались, что приводило к судебным тяжбам, поэтому Кендлер отверг эту идею.
Таким образом, Coca-Cola продавали в розлив вплоть до 1894 года. Но однажды Джозефу Биденхарну, владельцу магазина в Виксбурге, пришла в голову идея, как лучше доставлять «колу» на плантации вдоль Миссисипи, и он установил в лавке оборудование по розливу газированного напитка в бутылки. В 1899 году в Чаттануге (штат Теннесси) построили первый завод по производству бутилированной «колы», а в начале 1920-х годов таких предприятий насчитывалось свыше тысячи.
Примечательно, что сам Кендлер не видел будущего за продажей «колы» в бутылках. Он уступил двум предпринимателям эксклюзивные права на розлив и продажу напитка за символическую плату – один доллар. В 1928 году сбыт Coca-Cola в бутылках превысил объем продаж «в розлив».
В 1915 году была запатентована знаменитая стеклянная бутылка «колы» в 6,5 унций. Над идеей работали сразу три дизайнера, а прототипом формы бутылки стал ингредиент напитка – орех кола. Его очертания срисовали из энциклопедии. Чтобы емкость была устойчивой, дизайнеры расширили дно бутылки. К сожалению, достоверно неизвестно, кому из дизайнеров принадлежит сама идея. Но заявку на патент подал Александр Самуэльсон, он и значится ее изобретателем. Позднее компания внесла изменения в дизайн: уменьшила выпуклость центральной части бутылки и поместила название напитка.
Уже в 1960 году «колу» стали разливать в жестяные банки – ранее они предназначались только для армии. В 77 году появляются знаменитые пластиковые бутылки емкостью 2 литра.
1902 год ознаменовался появлением компании Pepsi-Cola – главного конкурента Coca-Cola. В 39-м году Pepsi Co начинают продавать напиток в больших бутылках по цене «колы», а свою рекламную компанию строят на сравнении цен и размеров бутылок. Coca-Cola предъявила иск о нарушении прав на использование торговой марки – слова «кола». Скандальное судебное разбирательство завершилось мировым соглашением – оно положило начало «холодной войны» двух компаний.
В 1931 году компания заказывает художнику шведского происхождения Хэддону Сандблому дизайн красно-белого костюма для Санта-Клауса. И он рисует Санту не жизнерадостным старым эльфом, как тогда было принято, а весёлым стариком с румяными щеками и густой белой бородой. При этом, художник сделал собственный автопортрет. Спустя годы Санта Сандблома стал всем известным символом новогодних праздников.
В 1928 году на летнюю Олимпиаду в Амстердаме сборная США привезла с собой 1000 ящиков с Coca-Cola. С того времени бренд – неразлучный спутник олимпийского движения и его официальный спонсор. Сегодня The Coca-Cola Company сотрудничает более чем с 190 национальными Олимпийскими комитетами, в том числе и с российским. С 1992 года компания – один из организаторов и спонсоров эстафеты олимпийского огня, с 1996 – эксклюзивный представитель этой эстафеты. Coca-Cola с 74-года является официальным партнером ФИФА, с 1978 года носит звание официального спонсора чемпионата мира по футболу. Компания также выступает постоянным спонсором мирового чемпионата по хоккею и крупнейших теннисных турниров.
Ежедневно в мире потребляется свыше 162 миллионов литров Coca-Cola (или 683 миллиона порций).
Если всю выработанную Coca-Cola раздать в бутылках всем жителям планеты, то каждый получил бы по 767 бутылок.
Во многих штатах США дорожная полиция держит в служебных машинах несколько галлонов «колы», чтобы смывать пятна крови с асфальта на месте ДТП.
Первая наружная реклама Coca-Cola, нарисованная в 1904 году, до сих пор висит на своем месте в городке Картерсвилл, штат Джорджия.
Самый высокий процент потребления Coca-Cola на душу населения в двух странах: континентальной субтропической Мексике и островной приполярной Исландии.
В Гонконге горячую «колу» используют как средство от простуды.
Coca-Cola хорошо удаляет ржавчину (остаются следы от красителей). Газировка содержит ортофосфорную кислоту, за счет чего и достигается эффект. Известно, что «кола» способна удалить накипь в чайнике и налёт в унитазе.
Дистрибьюторы Coca-Cola уже 20 лет используют ее для очистки моторов своих грузовиков.
Копаст: aif.ru
Комментарии (0)
RSS свернуть / развернутьТолько зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.