PSNet, developing for LiveStreet CMS

Запостить!

Экс-глава ЦБ: У нас назревает собственный кризис — гораздо страшнее западного

60% товаров лёгкой промышленности в России — из Китая. Да и остальное мы завозим из-за границы. Не лучше ситуация и в других областях...

Чем это всё закончится для нашей экономики и жизни страны в целом и каждого россиянина в отдельности? Об этом «АиФ» поговорил с Виктором Геращенко, экс-председателем Центробанка России, доктором экономических наук.

Не как у всех

«АиФ»: — В 2008 году вы говорили, что для нас наступившая тогда финансово-экономическая лихорадка не была кризисом. А что же мы пережили?

В.Г.: — Мы приняли волну с Запада. Для России те финансовые волнения выразились в том, что иностранные банки, где мы брали кредиты, срочно потребовали их обратно. А внутри страны самим у себя занимать было негде, и руководству страны пришлось тратить национальные резервы на помощь банкам. Другой разговор, что её получили лишь приближенные к государству финансовые учреждения. Так что начавшиеся тогда проблемы у нас коснулись в основном финансовой сферы.

В отличие же от того, что происходило за границей, у нас назревает совершенно другой, куда более глубокий кризис. Если у них проблемы возникли из-за перепроизводства, то у нас обратный процесс — всё больший упадок промышленности.

«АиФ»: — То есть нас ещё «накроет» по полной?

В.Г.: — Кто-то недавно сказал: с тем, что мы ничего не делали и не делаем, мы протянем в лучшем случае ещё года два. Согласен. Что мы сейчас производим? К примеру, возьмём наше самолётостроение. Туполев, Ильюшин, Антонов — мы позволяли себе иметь несколько конструкторских бюро, заводов, которые конкурировали между собой. И где они?
Долгие годы американский «Боинг» был крупнейшим в мире производителем больших пассажирских самолётов.

Европейцы скинулись, организовали «Эйрбас», и уже 3 года назад их было продано больше, чем «боингов». А мы что — не можем организовать производство собственных самолётов? Пока мы «рождаем» только какие-то мифические проекты… А ведь рынок сбыта есть: Египет, Чили были готовы покупать наши лайнеры (не считая собственных нужд). И самолётостроение вытянуло бы за собой станкостроение, металлургию. У нас что, башки нет даже одну отрасль организовать как следует?!

«АиФ»: — Чиновники говорят, что бизнес в производство деньги вкладывать не хочет.

В.Г.: — Вполне естественно, что частный капитал идёт туда, где можно получить прибыль проще и быстрее. Вот здесь и нужна госполитика. Причём совсем необязательно изобретать велосипед — надо прописать прозрачные правила организации на нашей территории предприятий совместного капитала с иностранцами. Уже есть опыт в автомобилестроении. Ведь это и занятость населения, и новое оборудование, и современные подходы к промышленному развитию. Глядишь, и научимся чему-нибудь. Китайцы, и те нашли «свой путь»: покупают одну машину, «срисовывают» её и производят. Мы же в тупике.

Рынок, на который любит ссылаться власть, не всё решит. Лех Валенса, экс-президент Польши, сказал о своей стране: «Построить у нас рыночную экономику — то же самое, что сварить хорошую уху из аквариумных рыбок». Вроде и суп в кастрюле кипит, а вкус ужасный. Лучше ведь и про Россию не скажешь. К сожалению, люди, которые находятся у госвласти, не понимают, что они могут пустить на самотёк, а где нужно госрегулирование.

Ипотека и дороги

«АиФ»: — На какие же «кнопки» надо нажать, чтобы вытянуть экономику из провала?

В.Г.: — США вышли из мирового кризиса 1930-х годов благодаря двум вещам — ипотеке и строительству дорог. Они вкладывали госденьги в возведение жилья, у нас же его отдали в частные руки, и там огромные неадекватные прибыли. Отсюда и цены на квартиры, недоступные рядовым гражданам. Американец, ещё учась в вузе, берёт кредит на «однушку», женившись, покупает двухкомнатную квартиру, выходя на пенсию — дом за городом. Так формируются и экономическая стратегия, и её важная составляющая — семья, ячейка общества. У нас и ипотека дорогая, и банки «хулиганят», нет господдержки.

Вот ругают советские хрущёвки, а ведь это был государственный проект, который смог реально улучшить жилищные условия миллионам жителей страны. Сейчас, конечно, нужно что-то качественно другого уровня. Есть множество разрозненных неработающих программ, но нет общей стратегии.

«АиФ»: — Вы упомянули Америку. Мы ведь, по сути, поддерживаем её экономику, вкладывая свои национальные резервы в гособлигации США. Неужели им нет альтернативы?

В.Г.: — Есть. Дороги строить! Чтобы Президент России всё-таки доехал на машине от Москвы до Владивостока.

«АиФ»: — Вот и за курсом доллара мы следим очень внимательно.

В.Г.: — Я не слежу. Получаю пенсию в рублях, в рублях же и трачу. Нас привязывают к курсам иностранных валют, потому что считается, что это надо делать, раз уж мы часть мировой экономики. Но у нас 80% населения живёт от пенсии к пенсии, от зарплаты к зарплате — о каких накоплениях, тем более в валюте, может идти речь?

«АиФ»: — Часто за остальным миром мы следим лучше, чем за собой. Вот и цены на всё приводим к мировым, якобы тем самым приближаясь к развитым странам.

В.Г.: — Это глупо. Не может быть у нас одинаковых с Европой цен на те же газ, бензин, что пропагандируют производители. Оплата труда, пенсии у нас разные.

Даже внутри Евросоюза, где идёт определённое выравнивание, уровень социального развития по странам очень различается. Простой пример: человек, который в Англии терял работу, брал семью и ехал на несколько месяцев в Испанию, где можно было на пособие по безработице жить гораздо лучше. А что же сравнивать с ними Россию, где по западным стандартам прожиточный минимум обеспечивает уровень жизнь бомжа?

Надеяться не на что

«АиФ»: — Но как раз-таки на газ, на бензин, который производим из добываемой в России нефти, цены нам постоянно повышают. Мол, терпите, в Европе ещё дороже…

В.Г.: — Причём, заметьте, в России первые повышают цены компании с госучастием. Где государственная экономическая и социальная политика? Её просто нет. С ценовым регулированием у нас вообще беда.

И это касается всего, в том числе продуктов питания. Жена по четвергам ездит на рынок и каждый раз говорит, что опять что-то подорожало. Чаще всего — молочные продукты. Вот почему мы «бодаемся» с Белоруссией, не пускаем их более дешёвые молоко и сыр, устанавливаем огромные пошлины (ведь в развитие их производства Россия вкладывала свои деньги). Якобы это нужно для того, чтобы поддержать своего производителя, — но кто подсчитал, что наши молокозаводы и сыровары от этого выиграют? Сомневаюсь. А вот наша пенсионерка вынуждена будет отказаться от подорожавшего, зато отечественного сыра. И таких мер много, они скорее популистские, реальная экономическая выгода от которых не просчитана.

К сожалению, такой часто непрофессиональный подход виден и в других сферах. Разбился самолёт с хоккейной командой. Трагедия. Выступает министр транспорта: у нас взлётные полосы 32 больших аэродромов требуют срочного ремонта. Так что ж ты раньше молчал? Где твоя принципиальность? Должен был давно встать и сказать: нечего кредитовать экономику Америки — или давайте деньги на ремонт, или я уйду в отставку! Где такие люди? Нет таких! Вот это и беда…

После Великой Отечественной войны министры, хотя и сами находились под гнётом власти, вытащили страну. Смогли бы это сделать те, кто сегодня сидит в высоких креслах?

«АиФ»: — То есть вы в смысле будущего настроены пессимистично?

В.Г.: — Совсем нет — я оптимист. Другое дело, то, что я вижу вокруг. Какие настроения у молодёжи? Вот снова озвучили результаты опроса, где большая часть именно молодого населения сказала, что хочет «слинять» из страны. Очень страшно, когда есть такое желание. Понятно, что там их никто не ждёт. Но и здесь надеяться им не на что. И это, по-моему, вина государства и правительства. Пока нет ясности, будет ли какое-то развитие.

Хотя все возможности для этого есть! Но такое ощущение, что у тех, кто может что-то изменить, нет понимания, как именно это сделать.

Копаст: aif.ru
  • +4
  • 23 ноября 2011, 10:23
  • drtot

Комментарии (0)

RSS свернуть / развернуть

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.