PSNet, developing for LiveStreet CMS

Запостить!

Бюджетные загадки первого полугодия

Чего на самом деле хочет Минфин?

Данные по исполнению федерального бюджета за первую половину 2011 года были опубликованы со значительным отставанием от обычного срока, вероятно, не только из-за понятных летних отпусков, но и в силу создающего затруднения противоречия официальных данных по исполнению федерального бюджета официальным же заявлениям о напряженности его исполнения и даже дефицитности.

Доходы федерального бюджета за первое полугодие составили 5,3 трлн. руб. (22,1% ВВП); годовые проектировки выполнены на 51,5%, что, учитывая инфляцию, является перевыполнением полугодовых проектировок не менее чем на 7%, а с учетом дополнительного сезонного всплеска доходов в конце года (хотя и уступающего по своим масштабам всплеску расходов) – и вовсе более чем на 10%.

Поразительно, что нефтегазовые доходы, несмотря на значительное превышение мировых цен на нефть над заложенным в бюджет уровнем, существенно отстают от ненефтегазовых. В самом деле, годовые проектировки по первым выполнены за полугодие лишь на 48,6%, в то время как по вторым – на 54,5%. Это означает более быстрое развитие ненефтегазового сектора (хотя, безусловно, и на основе нефтегазовых денег, просто проходящих через несырьевых контрагентов рынка), но и вопиющую бюджетную неэффективность нефтегазового сектора. Либо его доходы фантастически занижаются при прогнозировании бюджета, либо они утаиваются от бюджета в огромных масштабах.

Расходы федерального бюджета в первом полугодии – 4,7 трлн. руб. (19,4% ВВП) – составили лишь 42,3% от годовых проектировок, что свидетельствует о продолжающихся масштабных задержках финансирования. Эта весьма последовательно проводимая политика Минфина способствует воровству, спекуляциям и как минимум дестабилизирует бюджетников уже более десяти лет. В частности, именно задержка финансирования вынуждает российский ВПК кредитоваться у банков, что держит его в придушенном и умирающем состоянии, а банкам позволяет зарабатывать огромные деньги – при том что недоданные ВПК деньги часто направляются на бюджетные депозиты в банки. Сама эта схема до боли напоминает залоговую приватизацию 1996 года, когда перед вторыми выборами Ельцина банкиры – будущие олигархи – кредитовали бюджет под залог самых лакомых кусков российской экономики за счет бюджетных же денег, размещенных в их банках.

Профицит первого полугодия составил 640,2 млрд. руб. – 2,7% ВВП, причем, если в апреле после профицитного первого квартала наблюдался спорадический дефицит в 0,4% ВВП, в мае он сменился огромным по любым меркам профицитом в 5,3, а в июне – уже в 5,9% ВВП. Доходы в июне достигли беспрецедентного уровня, превысив 1,1 трлн. руб. (25,7% ВВП), причем весь прирост по сравнению с маем (243,8 млрд. руб., или на 28,3%) был обеспечен именно за счет ненефтегазовых доходов (которые выросли с 373,9 до 630,8 млрд. руб. – почти в 1,7 раза); нефтегазовые же даже незначительно снизились – на 13,1 млрд. руб.

Июньский профицит в 254,9 млрд. руб. (превышающий весь профицит первого квартала – 178,0 млрд. руб.) почти весь пошел на увеличение банковских депозитов: если в мае на них было положено 69,3 млрд. руб., то в июне – уже 228,0 млрд. (для сравнения: за первый квартал депозиты выросли лишь на 54,6 млрд. руб.). Таким образом, федеральный бюджет наращивает финансовую поддержку банковской системы России, беспрецедентную в условиях благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры (да и в целом отсутствия серьезного экономического кризиса): за полугодие чистое размещение бюджетных средств на банковских депозитах составило 355,1 млрд. руб.!

И это в стране, в которой из-за отсутствия денег в бюджете каждый день умирают дети.

Продолжилась политика наращивания внутреннего долга: за профицитный первый квартал он был увеличен на 280,1 млрд. руб., в апреле при дефиците в 15,0 млрд. руб. он вырос на 67,5 млрд., а затем темп его увеличения стал нарастать: в мае – 115,5 млрд., а в июне – уже 185,4 млрд.; всего же за первую половину 2011 года внутренний долг России искусственно раздут на 648,5 млрд. руб.

Эти средства легли мертвым грузом на счета федерального бюджета: неиспользуемые остатки на них выросли за полгода на 1,4 трлн. – с 4,0 до 5,4 трлн. руб. (52% годовых доходов, 49% годовых расходов).

В первом квартале 2011 года эти остатки выросли на 653,5 млрд., и даже в дефицитном апреле они были увеличены на 26,8 млрд. руб. (что почти вдвое превысило дефицит). В мае их рост составил 311,3 млрд., а в июне – беспрецедентные 403,0 млрд. руб.

Из 5,4 трлн. руб. остатков средств на счетах бюджета лишь 3,4 трлн. находится в бюджетных фондах (Резервном и национального благосостояния).

Таким образом, средства от увеличения внутреннего долга идут на поддержку банковской системы России и замораживание средств в бюджете, причем все три операции, похоже, являются для Минфина самостоятельными ценностями. Остается вопрос, какое отношение эти ведомственные ценности имеют к национальным интересам и насущным нуждам народа?

Копаст: ng.ru
  • +4
  • 08 августа 2011, 12:28
  • drtot

Комментарии (0)

RSS свернуть / развернуть

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.