По прогнозам Центробанка в 2010-м году из России «утечёт» около 22 миллиардов долларов. Предположительно, большая часть этой суммы будет выведена через фиктивные торговые операции
Проблема оттока капитала из страны давно беспокоит российские власти: пересекая границу, многомиллионные суммы оседают на заграничных счетах и тем самым навеки выходят из под российского налогообложения. В итоге бюджет недосчитывается огромных средств, и в кризис проблема стала особенно актуальной.
Чтобы остановить невозвратные денежные потоки, Министерство финансов предлагает приравнять вывод капитала за границу к преступлению. Согласно проекту поправок в законодательство, опубликованному на сайте Минфина, в России может быть резко ужесточён валютный контроль при экспортно-импортных операциях. По всей видимости, так в правительстве надеются следить за тем, чтобы подобные сделки не становились прикрытием для перевода денег в оффшоры. Как сказано в проекте, такие средства будут приравнены к доходам, полученным преступным путём.
Если перевести эту формулировку на язык обывателя, это означает, что любые действия с «заграничными» деньгами могут быть расценены как отмывание. А оно уже преследуется по закону и уголовно наказуемо.
Как полагают эксперты, на этот шаг Минфин вынудило то, что размеры «утекающих» капиталов за последние годы стремительно выросли. Ещё в августе тот же ЦБ обещал, что в IV квартале 2010-го деньги в Россию «придут», но недавно поменял свой прогноз и теперь ожидает оттока в 7 миллиардов долларов. Годовые же цифры выглядят ещё менее оптимистично: вместо прежних 8,7 млрд долл. из страны, по мнению ЦБ, уйдут все 22.
Путей, по которым деньги утекают в заграничные банки, в общем-то немного. Как полагают аналитики, в правительстве, по-видимому, наконец-то решили обрубить самый простой из них — а именно, внешнеторговые фиктивные операции. В свою очередь, здесь существует два варианта мошнничества — продать заграницу товар, но не получить за него реальную выручку или, наоборот, купить что-то у иностранцев, но при этом только перевести деньги за рубеж, а товара так и не дождаться. Таким образом средства вроде бы легально оказываются за границей, вроде бы, на счетах легально работающих иностранных контрагентов, но на самом деле просто уходят в оффшор.
Рост числа подобных сделок уже официально признал Центробанк. Ещё в сентябре фингрегулятор выпустил информационное письмо, согласно которому иностранные капиталы российских компаний выросли почти на 30 млрд долл. за 9 месяцев. Половина этой суммы, по данным ЦБ, приходилась как раз на фиктивные операции — неполученную выручку или непоставленный товар.
Аналогичные данные представляет Росфиннадзор. Согласно ведомству, в 2009-м году 170 миллиардов рублей ушли из России по поддельным таможенным декларациям, а это в 21 раз (!) больше, чем в 2008-м. При этом только за первые полгода 2010-го данная сумма составила уже 124 миллиардов. Как полагает один из экспертов, опрошенных «Ведомостями», это может быть возврат к практике 90-х, когда фирмы-однодневки закупали или продавали товар по баснословной цене. Таким образом через границу «переваливали» огромные суммы — естественно, чтобы спрятаться от российских налогов.
Полностью исключить возможность таких схем, конечно, невозможно. Как невозможно уследить и за деятельностью тех же однодневок внутри страны. Тем не менее Минфин пытается хотя бы усложнить жизнь нежелающим платить налоги коммерсантам. Во-первых, скрыть факт неполучения товара или выручки по сделке теперь станет сложнее — по каждому случаю, где у надзорных органов могут возникнуть подозрения, коммерсантам придётся объяснятся перед Росфинмониторингом. Во-вторых, Минфин хочет ввести систему электронного подтверждения таможней вывоза или ввоза товара. О пользе электронного декларирования ещё в октябре сказал руководитель ФТС Андрей Бельянинов.
Ну и в третьих, наказание уличённым бизнесменам станет строже. Если предложение Минфина будет принято и подобные операции приравняют к отмыванию денег, коммерсантов будут не просто штрафовать, а сажать — за «несвоевременное получение денег за вывезенные товары» и «несвоевременный возврат оплаты за купленные, но не поставленные товары». Под эту формулировку могут попасть любые сделки стоимостью от 6 миллионов рублей.
Кроме того, российские правоохранительные органы получат право «распоряжаться» выведенными средствами, так как они будут приравнены к «доходам, полученным преступным путём». Последние можно арестовать, на них может быть обращено взыскание, тогда как сейчас зарубежные активы компаний даже при уголовном преследовании практически неприкосновенны.
Упростится и сотрудничество российской стороны с государством, куда будут утекать деньги. Росфинмониторинг сможет обращаться к зарубежному финрегулятору, предоставлять доказательства мошенничества и просить о расследовании, в том числе и в банке, куда средства были переведены.
Пока мнения аналитиков по поводу предложенных Минфином мер расходятся. Одни считают, что в борьбе с оффшорными операциям — особенно в кризисный период — все средства хороши. Другие указывают на то, что мошенники всегда найдут пути спрятаться от налогообложения, тем временем административное давление на бизнес станет сильнее. В свою очередь, бизнес-сообщество пока на инициативу не отреагировало. Как ни странно, спорить с властями по этому вопросу до сих пор никто не захотел.
Комментарии (0)
RSS свернуть / развернутьТолько зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.