В чем суть действующей пенсионной системы — и почему эксперты сомневаются в ее эффективности?
Критика доставшейся России в наследство от Советского Союза пенсионной системы звучала со стороны либеральных экономистов с самого начала рыночных реформ. Существовавшую пенсионную систему обвиняли в том, что она не в состоянии обеспечить гражданам достойный уровень жизни.
Главной проблемой этой системы, по мнению экспертов, был ее исключительно распределительный статус. Иными словами, государственный бюджет ежегодно планировал для пенсионеров определенную сумму, которая делилась на всех, с учетом индивидуальных коэффицентов выслуги и прочих личных показателей.
Замысел реформы заключался в переходе от советской распределительной системы к принятой во многих стран Запада накопительной. Однако социально-экономические и политические проблемы России делали невозможной реализацию данной реформы вплоть до 2002 года.
Главной причиной проведения реформы была заявлена ухудшающаяся демографическая ситуация в России. Количество пенсионеров в стране неуклонно растет, а количество работающих снижается. Таким образом, отчислений, получаемых от работающих граждан, государству не хватает на обеспечение граждан, находящихся на заслуженном отдыхе.
С 2002 года государственная трудовая пенсия стала формироваться в системе обязательного пенсионного страхования и состояла из трех частей — базовой, страховой и накопительной части трудовой пенсии. Начиная с 1 января 2010 года трудовая пенсия состоит из двух частей: страховой и накопительной.
Причем, накопительная часть пенсии существует только у лиц 1967 года рождения и моложе. Страховая часть зависит от суммы взносов, учтенных на именном счете, и стажа. Накопительная часть — зависит от суммы учтенных взносов и начисленного инвестиционного дохода.
Граждане получили право сами распоряжаться накопительной частью пенсий. То есть для увеличения своего будущего пенсионного капитала они могли перевести накопительную часть в негосударственные пенсионные фонды, либо в частную управляющую компанию.
Они, в свою очередь могли инвестировать полученные суммы с целью получения дохода и приумножения пенсионных капиталов граждан. Те же, кто не решился обратиться к частникам, оставляли по умолчанию деньги Пенсионному фонду России, который передавал их государственной управляющей компании – Внешэкономбанку.
В начале реформы ее пропагандисты утверждали, что со временем накопительная пенсии у россиян вырастет так, что позволит им при выходе на заслуженный отдых вести образ жизни, подобный образу жизни американских и западноевропейских пенсионеров.
Система предполагала, что работодатель будет переводить 26 процентов от зарплаты сотрудника государству. 6 процентов перечисляются на медицинское и социальное страхование, а 20 – в пенсионный фонд.
6 процентов представляют собой базовую часть пенсии, 10 – страховую, и 4 процента – накопительную. С 2008 года накопительная часть выросла до 6 процентов, а страховая сократилась до 8.
Однако новая система забарахлила сразу же. Будущие пенсионеры не стремились в массе своей переводить средства в негосударственные пенсионные фонды, предпочитая оставаться «молчунами». Доходность же средств, управляемых Внешэкономбанком, оказалась ниже уровня инфляции. То есть никакого приумножения капиталов не происходило.
Разработчики реформы считают, что проблема заключается в отсутствии активности у граждан, а также слабом информационном освещении реформы.
Кроме того, они пеняют на серьезное снижение единого социального налога в 2004 году, которое привело к многомиллиардному дефициту Пенсионного фонда. Глобальный экономический кризис при одновременном росте социальных обязательств государства вызвал ситуацию, при которой дефицит Пенсионного фонда только нарастает.
Был и еще один момент, серьезно подорвавший доверие у граждан к пенсионной реформе. Дело в том, что в 2002 году предполагалось, что накопительная часть пенсии будет у работающих мужчин 1953 г.р. и старше, и у работающих женщин 1957 г.р. и старше. Однако в 2004 году, одновременно со снижением единого социального налога, государство вывело людей старше 1967 года рождения из системы накопительной пенсии.
Государство проделало эту операцию, чтобы пополнить бюджет для выплаты текущих пенсий тем, кто уже находится на заслуженном отдыхе. Однако такое решение прибавило скепсиса у граждан относительно перспектив данной реформы.
На сегодняшний день сложилась ситуация, когда выплаты работающих граждан, составляющие базовую и страховую часть пенсий, и используемые Пенсионным фондом для выплаты пенсионерам действующим, не составляют необходимую сумму. Дефицит ПФР составляет примерно триллион рублей, и покрывается за счет Стабилизационного фонда.
Накопительная же часть пенсии, которая должна была, по планам разработчиков реформы, расти и приумножаться, фактически убывает, ибо доходность инвестиций по этим средствам оказалась ниже уровня инфляции.
Премьер-министр Дмитрий Медведев открыто признал, что расчеты, согласно которым граждане, вышедшие на пенсию в 2023 году, смогут получать накопительную пенсию, которая будет больше, чем распределительная, оказались несостоятельными.
Пока кардинального решения проблем пенсионного обеспечения россиян не найдено. По одному плану, государство сократит финансирование накопительной части пенсий с 6 до 2 процентов пенсионных отчислений, пустив полученные деньги на покрытие нынешнего дефицита пенсионного фонда.
Еще одним радикальным средством эксперты называет повышение возраста выхода на пенсию в России.
P.S.
Ошибка в расчетах при начислении пенсий, в которой премьер-министр Дмитрий Медведев упрекнул правительство, была допущена еще в начале 2000-х годов. Как сообщает РИА Новости, об этом заявила пресс-секретарь главы правительства Наталья Тимакова.
Об ошибке в расчетах при разработке пенсионной реформы премьер-министр заявил 4 декабря. По его словам, чиновники исходили из того, что к 2023 году пенсионеры смогут получать накопительную пенсию больше, чем выплаты из распределительной части.
«Премьер-министр имел в виду ситуацию 2002 года, когда базовые решения о действующей до сих пор системе начисления пенсий были приняты правительством Михаила Касьянова при активном участии ряда министров», — прокомментировала слова Медведева Тимакова. Она отметила, что тогда была допущена ошибка в расчетах, которая сделала необходимым сейчас проводить корректировку пенсионной системы.
Главным пунктом реформы, начавшейся в 2002 году, было введение обязательного накопительного компонента. Идеологом реформы был тогдашний глава Пенсионного фонда Михаил Зурабов. Проект был поддержан занимавшей тогда должность вице-премьера по социальным вопросам Валентиной Матвиенко и правительством, возглавляемым Касьяновым.
Высказывание Медведева раскритиковал бывший министр финансов Алексей Кудрин (занимал этот пост с 2000 по 2011 год). По его словам, названных Дмитрием Медведевым ориентиров у правительства тех лет не было, а накопительная часть пенсий в принципе не могла превалировать над страховой.
Кроме того, «некорректными» суждения об ошибочности расчетов назвали в Национальной ассоциации негосударственных пенсионных фондов. Вице-президент ассоциации Юрий Люблин напомнил, что на накопительный компонент выделяется только шесть процентов, начисляемых на фонд оплаты труда, а страховая часть получает 16 процентов. Поэтому, по его словам, никто и никогда не ставил задачу сравнить страховую и накопительную часть пенсии, а премьер-министра могут неправильно информировать.
Накопительный компонент составляет шесть процентов, он не менялся с 2002 года. Проект пенсионной реформы, разработанный министерством труда и поддержанный правительством, подразумевает его сокращение до двух процентов. Против выступают НПФ, Министерство финансов и банки, которые считают, что без накопительного компонента государство не сможет обеспечить будущих пенсионеров. В ноябре президент России Владимир Путин предложил перенести сокращение накопительной части с 2013 на 2014 год а также предоставить каждому гражданину выбор, хочет он копить на пенсию или отдать свои четыре процента в солидарную часть.
P.P.S.
Бывший министр финансов России Алексей Кудрин отказался признавать ошибку при введении накопительной составляющей пенсионной системы, в которой правительство упрекнул премьер-министр Дмитрий Медведев. Об этом сообщает РИА Новости.
Речь шла о пенсионной реформе, состоявшейся около десяти лет назад — накопительный компонент был введен в России в 2002 году.
Об ошибках предыдущего правительства и разработчиков пенсионной реформы Дмитрий Медведев заявил 4 декабря. По его словам, правительство рассчитывало, что к 2023 году пенсионеры смогут получать накопительную пенсию больше, чем выплаты из распределительной части. Премьер отметил, что чиновникам и разработчикам реформы нужно признать эту ошибку.
В свою очередь, Кудрин заявил, что названных Дмитрием Медведевым ориентиров у правительства тех лет не было.«Я должен сказать, что он ошибся: такого расчета не было. Есть абсолютно четкие соотношения, которые показывают, что такого превалирования накопительной части пенсий быть не могло в принципе», — сказал Кудрин.
Ранее высказывание главы правительства раскритиковали НПФ. Вице-президент Национальной ассоциации негосударственных пенсионных фондов (НАПФ) Юрий Люблин заявил в комментарии «Ленте.ру», что никто и никогда не ставил задачу сравнить страховую и накопительную часть пенсии. Он напомнил, что размеры тарифов, которые направляются в страховую и накопительную часть, несоизмеримы, и поэтому накопительная часть всегда будет меньше солидарной.
«В сегодняшних условиях шесть процентов идет в накопительную часть и 16 процентов — в распределительную. Каким образом тогда можно сделать накопительную часть пенсии больше распределительной за счет шести процентов против шестнадцати. Поэтому все разговоры по поводу ошибочности расчетов видятся не корректными», — говорится в комментарии Люблина.
Он отметил, что считает ошибочной попытку оценить эффективность накопительного компонента пенсионной системы по итогам трех лет (2002-2004 годах) формирования пенсионных накоплений у тех, кто сейчас идет на пенсию. «Мне кажется, что в правительственных кругах, особенно в социальном блоке, видимо никак не могут смириться с принятием решения президента о том, что обязательным накоплениям российской пенсионной системы быть», — сказал Люблин, предположив, что премьер-министра некорректно информируют.
За сокращение накопительной части активно выступают чиновники социального блока правительства, в частности, Министерство труда, которое разработало проект пенсионной реформы. Документ предполагает сокращение накопительного компонента с шести до двух процентов. Сторонники реформы утверждают, что накопительная часть управляется неэффективно. Кроме того, сокращение накопительного компонента позволит снизить дефицит Пенсионного фонда, который в настоящее время составляет около триллиона рублей.
Против неоднократно выступали банки, НПФ, а также Министерство финансов. Противники сокращения накопительного компонента считают, что без него государство не сможет обеспечить стабильные выплаты будущим пенсионерам, так как страховая часть представляет текущие обязательства государства, а накопительная — реальные активы. В ноябре президент России Владимир Путин предложил перенести сокращение накопительной части на 2014 год, а в течение 2013-го каждому гражданину предоставить выбор, хочет ли он копить на пенсию или перевести свои четыре процента в солидарную часть.
Комментарии (0)
RSS свернуть / развернутьТолько зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.