Малый запас хода электромобилей в основном пытаются преодолеть предельным снижением массы конструкции. Но датская компания ECOMove удивила даже в этом: в кузове её QBEAK использован пластик, обычно применяющийся для производства сидений.
Концепт электромобиля QBEAK, недавно продемонстрированный датской компанией ECOMove, без модульных аккумуляторов весит 425 кг. При этом с полным комплектом из шести батарей ёмкостью 28,8 кВт•ч он может проехать 300 км. И это при пассажировместимости до шести человек! Два моторных колеса-электродвигателя (на передней оси) мощностью в 35,4 кВт каждый разгоняют машину до 90 км/ч за 12 с, что, конечно, неспешно. Конструкторы замечают, что скорость разгона серьёзно лимитирована по сравнению с пиковыми возможностями электромоторов ради обеспечения уменьшенного расхода электроэнергии в городском цикле. Максимальная скорость движения ограничена 120 км/ч.
Чудес, заметите вы, не бывает; на фото, скажет суровый автолюбитель, за километр видно, что это транспортное средство излишне полно использует пространство: слишком большой салон для автомобиля размерами 3×1,75×1,63 м (Д×Ш×В). А из этого, несомненно, следует, что зоны программируемой деформации перед водителем и пассажирами первого ряда просто негде разместить — значит, пассивная безопасность будет слабой, и строгую ЕС-сертификацию QBEAK не пройдёт.
А вот и не угадали: по крайней мере разработчики QBEAK считают, что они решили эту проблему. Что ж, сертификационные краш-тесты покажут. Конструкцию проектировали очень хитрые люди. Перед нами не то чтобы пластиковый и не то чтобы металлический автомобиль. Материал кузова снаружи и изнутри — тонкие алюминиевые пластины, которые призваны программируемо деформироваться при столкновении. А между ними… пластик, с ничтожной на первый взгляд плотностью. Разработка самогó кузова в значительной степени выполнялась в кооперации с британской фирмой Inrekor.
Используемый как прокладка материал — так называемый ARPRO. Это вспененный полипропилен очень низкой плотности, поры которого наполнены либо воздухом (когда пожаростойкость не слишком важна), либо СО2. Плотность его колеблется, однако для столь своеобразного применения, как использование в автомобильных кузовах, подходят наиболее плотные модификации, 100–200 кг/м³. Особенностью материала является способность к 75-процентному сжатию с последующим восстановлением формы. При этом он поглощает большое количество энергии, что позволяет в значительной степени «гасить» столкновения. Кроме того, количество зон деформации, предусмотренных конструкцией, весьма велико, а для повышения жёсткости кузова использованы всего две (правда, большие) двери. Как насчёт горючести таких алюминий-пропилен-алюминиевых листов? До нарушения целостности алюминиевого покрытия панели будут негорючими, уверяет производитель, а открытый (при аварии) слой полипропилена выгорает при контакте с пламенем на 13–14 мм за минуту. Правда, QBEAK — всё же электромобиль, поэтому классического бензинового пожара после аварии опасаться не приходиться.
Вообще-то полипропилен не первый год применяется в автомобилестроении, в тех же бамперах и травмобезопасных сиденьях. Однако использование его вспененного варианта в качестве одного из основных материалов кузова пока не отмечалось ни на одном серийном авто.
Салон сделан трансформируемым, причём в очень широком диапазоне. Шесть кресел (в варианте без багажника) могут устанавливаться с любым боковым смещением — как одновременно, так и выниматься (по одному) для освобождения внутреннего пространства под грузы. При этом кресло водителя может в широких пределах перемещаться по салону — не только вперёд–назад, но и вбок. Чтобы разместить в трёхметровом авто шесть пассажирских мест, H-point задана довольно высокой. Но приличная высота (1,63 м) при небольшом клиренсе QBEAK позволяет разместить в салоне человека даже очень высокого роста.
Шесть аккумуляторов могут устанавливать по одному (если поездка предусмотрена на дальность не более 50 км), по две штуки, по три и т. д. Вес их не раскрывается, однако если они стандартной для современных электромобилей удельной энергоёмкости, то речь идёт примерно о 300 кг.
Теплопроводность вспененного полипропилена даже при высоких плотностях находится на уровне пенополистирола, что означает высокий уровень тепло- и шумоизоляции. Стоит отметить, что первое для электромобиля в северной стране критически важно: в отличие от обычной машины, отапливающейся от системы охлаждения двигателя, тепло которой — «даровое», электромобиль «согревается» ТЭНами и тратит при этом электричество. Обычно это снижает дальность при зимних поездках на 30–40%. Низкая теплопроводность композита, из которого выполнен QBEAK, обещает серьёзно изменить текущее положение дел.
У электромобиля есть и необычные варианты исполнения; конструкторы называют это «трансформируемым дизайном». В частности, речь идёт о кабриолете и грузопассажирских вариантах перевозки. Из-за кубических форм, оставив спереди до трёх пассажирских сидений, позади можно уместить стандартный европоддон (!), что превращает трёхметровый электромобиль в полноценный фургон.
Разработчики обещают закончить сертификацию в 2012 году и начать серийное производство в 2013-м. Они настолько оптимистичны, что уже начали принимать предзаказы со взносом в 2 тыс. евро за штуку. Хотя окончательная цена пока не называется, уже заявлено о том, что она будет ниже большинства нынешних электромобилей.
Копаст: compulenta.ru
Комментарии (0)
RSS свернуть / развернутьТолько зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.