PSNet, developing for LiveStreet CMS

Запостить!

Катер-дрон может быть принят на вооружение ВМС США

Камера чуть ниже радара, под защитным козырьком. При четырёхбалльном волнении можно смело прогнозировать ослепление радара (в меньшей степени) и камеры (в большей) брызгами и волнами. (Здесь и ниже фото AAI Corp.)


Компания Textron представила Common Unmanned Surface Vessel (CUSV) — надводное судно общего назначения без экипажа, недавно построенное на верфи в Новом Орлеане. В его задачи будут входить патрулирование, разведка и даже ударные операции — любая «нудная и опасная» работа.


По виду дрон похож на обычный патрульный торпедный катер — правда, весьма небольшой (менее 12 м в длину, 3,08 м в ширину) и с максимальной скоростью всего в 28 узлов. Удалённое управление построено по образцу RQ-7 Shadow, БПЛА с довольно длинной историей, налетавших в ближневосточном небе уже 700 тыс. часов. Новый роботизированный патрульный катер может управляться как с небольшой дистанции (до 20 км) наземным оператором, так и через спутниковую сеть на расстоянии до 1 920 км. Без дозаправки CUSV действует до 72 часов; на максимально экономичном (и медленном) режиме работы его дизелей способен патрулировать до недели. Запустить его можно почти с любого корабля, находящегося на вооружении ВМС США.


Модуль оснащения сделан взаимозаменяемым, поэтому на корабль можно установить как разведывательную и эхолокационную аппаратуру, так и вооружение разных видов. Навигация осуществляется при помощи системы радаров и видеокамер, обеспечивающих удалённому оператору приемлемую видимость, сравнимую с таковой из рубки небольшого судна. Однако для патрулирования и других небоевых задач декларируется полностью автономная система управления, не требующая вмешательства человека при любых погодных условиях.


В отличие от большинства сегодняшних кораблей с дистанционным управлением, CUSV изначально проектировался как катер без экипажа. На нём нет кубрика или рубки в традиционном понимании, что экономит место и сокращает внутренние объёмы. Осадка — всего 66 см, дальность — 2 190 км. Одной из отличительных особенностей катера является его способность к самопереворачиванию. Очевидно, не будучи слишком уверенными в том, что удалённое или автономное управление всегда позволит разворачивать судно носом к волне, создатели заранее решили обеспокоиться ликвидацией последствий такой неприятной проблемы, как опрокидывание: сразу после инцидента катер автоматически отключает двигатели, возвращает себя в правильное положение и запускает двигатели вновь. Можно предположить, что для реализации переворота из положения оверкиль применяется частичное затопление отсеков с одного борта (с последующей откачкой избыточной воды).


Обращает на себя внимание и то, что судно не является нормальным катамараном, а ведь это позволило бы радикально повысить его мореходность и максимальную скорость. Очевидно, конструкторы решили принести эти качества в жертву компактности, характерной для однокорпусника и позволяющей запускать CUSV даже с небольшого судна. В то же время остаётся вопросом оправданность такого рода выбора между скоростью и компактностью. Сомалийские пираты, например, ходят со скоростью до 25 узлов, а с несколько более мощными моторами могут сравняться в этом показателе с CUSV. В любом случае три узла разницы трудно назвать решительным преимуществом, особенно с учётом той лёгкости, с которой резиновая лодка может скрыться с экрана радаров и даже из поля зрения камер при хотя бы среднем волнении.


Отсек для модуля полезной нагрузки (4,2×1,8×1,15 м) позволяет принимать некие «оружейные платформы».

С другой стороны, нельзя не отметить существенного преимущества такой конструкции перед глиссерами вроде Piranha. Да, Piranha быстрее и экономичнее, потому что при движении в воду погружена значительно меньшая её часть (а углепластиковый корпус позволяет выдерживать огромные динамические нагрузки). Вот только переворачивание такого глиссера-дрона за пару-тройку миллионов долларов практически неизбежно даже при волнении в 3–4 балла. Корпус у CUSV весьма низкий, и даже с учётом небольшой осадки водоизмещающий катер такого типа, способный к чему-то вроде эскимосского переворота, будет значительно более живуч и устойчив в условиях открытого моря. В этом смысле можно вспомнить советские глиссирующие торпедные катера Г-5, низкая мореходность которых на фоне водоизмещающих шнелльботов перевешивала и более высокую скорость, и меньший расход топлива. Достаточно сказать, что 300 Г-5 так и не потопили ни одного эсминца, в то время как шнелльботы, по данным ВМС их противников, уничтожили 12 эсминцев.


Компания произвела два прототипа CUSV. По словам представителей Textron, массовое производство таких катеров может начаться в течение 8–12 месяцев после получения контракта от ВМС США.


Копаст: compulenta.ru

  • +1
  • 13 апреля 2012, 18:43
  • drtot

Комментарии (0)

RSS свернуть / развернуть

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.