В 1783–1784 годах в Исландии произошло извержение, в сто раз более мощное, чем Эйяфьятлайокудль–2010. Оно, в отличие от Эйяфья..., который всего лишь вызвал массовую истерию на тему «зачем эти сволочи запретили нам летать», убило жуткое множество европейцев. У-би-ло. Очень-очень многих. А потом ещё, как говорят, и революцию во Франции инспирировало…
Исландские вулканы приковали к себе внимание всего мира в прошлом году (Эйяфьятлайокудль!) и не отпускают в текущем (Гримсвотн, 21–25 мая). Научная общественность предсказывает извержение соседнего с Эйяфья… куда более мощного вулкана Катла — Эйяфья… работал для Катлы безотказным детонатором уже трижды за последнюю тысячу лет. Но даже возможное извержение Катлы вряд ли сравнится с тем, что приключилось в Исландии в 1783–1784 годах.
Про образование вулканического разлома Лаки умный голливудский продюсер снял бы исторический фильм-катастрофу, причём чрезвычайно страшный: фонтаны лавы до полутора километров в высоту, облака пепла в полтора Эвереста (и церковь с отчаянно молящимися прихожанами, чудом обойдённая раскалёнными потоками). Из 25-километровой трещины в земле за восемь месяцев извержения вылилось четырнадцать кубокилометров лавы — в сто раз больше, чем из Эйяфья… в 2010-м. Миллионы тонн диоксида серы и фтороводорода попали в атмосферу. От банального отравления фтором и последующего голода в Исландии погибла четверть населения и более половины поголовья скота.
Остальным европейцам пришлось немногим лучше, поскольку ветер погнал тучи пепла и ядовитых газов на юго-восток, и над континентом намертво зависла удушливая дымка (воздух в сельской местности был хуже, чем в центре современного загазованного мегаполиса во время летнего штиля). Современники описывают красное солнце и луну цвета крови.
В Британии и Франции того времени вёлся учёт рождений и смертей: историки выяснили, что 1783 год был рекордным по убыли населения.
Смертность в Британии в 1783-м была на 17% выше средней за 50 лет: в августе и сентябре, отмеченных особой жарой, — на 40%, в аномально холодных январе и феврале 1784-го — на 23%. Французы умирали на 25% чаще обычного в период между августом 1783-го и маем 1784-го. Несколько тысяч «лишних смертей» в месяц в каждой из стран означают сотни тысяч человек, погибших в Европе за год от летнего удушья, долговременного отравления, обострения хронических болезней и зимнего холода.
Среди долговременных последствий образования разлома Лаки историки называют Великую Французскую революцию (почву для неё подготовили несколько неурожайных лет после 1783-го).
Мораль истории (если она есть) — в том, что крупные природные катастрофы не предотвратить, но их можно хотя бы постараться не усугублять антропогенными. Представьте себе: среднего масштаба исландское извержение (Катлы, например) плюс жара, как в 2010-м, плюс гарь от лесных пожаров (и плюс ещё городской смог). Будем надеяться, что подобного не случится…
Копаст:
compulenta.ru
Комментарии (0)
RSS свернуть / развернутьТолько зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.