Люди, оказывается, терпеть не могут бескорыстных коллег, которые первыми готовы предложить свою помощь. Не замечали за собой такого?
Крейг Паркс из Университета штата Вашингтон и Асако Стоун из Института пустынь (оба — США) установили, что «рыцари» вызывают неприязнь, поскольку поднимают планку ожиданий от всех членов группы. В результате каждый чувствует, что не сможет соответствовать новому стандарту. «Ему совершенно всё равно, что повысится общая эффективность группы или лучше пойдёт работа над конкретной задачей. То, что объективно кажется хорошим, субъективно воспринимается как плохое», — поясняет г-н Паркс.
Учёные предложили участникам эксперимента — студентам-психологам — сетевую игру. Добровольцы не знали, что их партнёрами будут боты.
В каждом раунде игроки (и реальные, и виртуальные) получали определённый запас очков, которые они могли либо оставить при себе, либо перечислить в командный котёл. В последнем случае их значение удваивалось. Участники имели право забрать себе до четверти общих баллов. Команде, в банке которой в конце игры останется больше очков, был обещан некий неопределённый бонус. В то же время студенты могли получить за свои баллы талоны на питание.
Из четырёх фиктивных игроков один был очень жадным, а второй — совершенно бескорыстным. Первый копил личные очки и обкрадывал команду, другой — ничего не оставлял себе.
Эксперимент первоначально предназначался для изучения социальной изоляции мошенников, а благородного игрока ввели только для контроля.
Затем студентам было предложено выбрать партнёров для новой игры. Большинство заявило о нежелании играть с жадиной, и это было вполне ожидаемо. Но, к удивлению учёных, с бессребреником тоже никто не хотел иметь дело. «Из-за него я выгляжу некрасиво», — таким было самое распространённое объяснение. Великодушного игрока подозревали также в скрытых мотивах и нарушении правил.
По итогам эксперимента Крейг Паркс сказал, что ему очень хотелось бы узнать, как сами благодетели (те, у которых и впрямь нет задних мыслей) реагируют на такое отношение — сдаются или пытаются сделать ещё больше.
Результаты исследования опубликованы в издании Journal of Personality and Social Psychology.
Комментарии (0)
RSS свернуть / развернутьТолько зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.