Современная информационная среда способствует распространению в качестве своеобразных идолов успеха и личных достижений постоянное самообразование и непрерывный труд по совершенствованию профессиональных навыков или развитию бизнеса. А витать в облаках и не в меру расслабляться означает быть непродуктивным, поэтому компании пытаются контролировать доступ сотрудников к интернет-сервисам. Нельзя сказать, что сложившиеся подобным образом представления лишены справедливости. Но что, если погружаться в собственные мысли – это не синоним отлынивания от работы и лености, а ключевой фактор решения проблем личной и профессиональной жизни? Специализирующиеся на мозге учёные начинают подозревать, что так и есть. Если они окажутся правы, то подход к труду должен быть пересмотрен, а усилия исследователей – сконцентрированы на разработке методик поощрения погружения в умственный «дрейф».
В течение многих лет блуждающий, не сосредоточенный на выполнении определённых задач разум считался лишающимся способности к познанию. Однако недавние исследования обнаружили, что люди теряют концентрацию очень часто. Проведённая в 2007 году Майклом Кейном (Michael Kane) из Университета Северной Каролины (University of North Carolina) работа выявила переход сознания от состояния погружённости в решение той или иной проблемы в состояние рассеянности в течение третьей части всего времени бодрствования. Следовательно, заключают специалисты, абсолютно бесполезным размышление «ни о чём» не может быть. Так почему же разум расслабляется? Технологии сканирования мозга немного приоткрывают завесу тайны. Когда сознание теряет концентрацию, височные доли, которые ассоциируются с долговременной памятью, увеличивают активность.
Погружение в собственные мысли – это не только способ обработки информации. Другие исследования с применением сканирования показали, что подобное состояние мозга также использует ресурсы префронтальной коры – области, вовлечённой в решение задач. По словам профессора психологии Калифорнийского университета в Санта-Барбаре (UC Santa Barbara) Джонатан Скулер (Jonathan Schooler), из этого следует, что свободный от нагрузки умственный аппарат скорее всего осуществляет глубокую творческую работу, помогая в требующих большого напряжения задачах, таких как многомесячные ключевые для карьеры проекты. «Расслабленное сознание в действительности очень сложное состояние, — объясняет Скулер. – Вы отключаетесь от текущего места и времени и переноситесь в некую отдалённую реальность, что на самом деле даже более важно. Мы привыкли фокусироваться на сути проблем, а нужно подниматься над ними». Учёный считает, что его исследование подтверждают моменты прихода озарений именно во время отвлечённой деятельности. Если результаты и в дальнейшем будут свидетельствовать в пользу этой теории, то относиться к работе нужно будет иначе, ведь сегодня отдых практически приравнен отставанию от конкурентов, а информационные технологии только способствуют беспрерывной занятости.
Возможно, следует обратить внимание на разработку оптимизирующего «неосознанную креативность» программного обеспечения. Например, одна из особенностей рассеянного состояния ума заключается в том, что сложно заметить, когда оно наступает. Приложение будет случайным образом проверять, сосредоточено ли сознание пользователя в данный момент на работе, и если нет, то предлагать записать мысли, чтобы не пропустить «эврику». Большинство же учёных сходятся во мнении: если необходимо отвлечься, лучше всего заняться нетребовательным делом, например, совершить трёхчасовую прогулку. Но нынешний менталитет сотрудников и работодателей такой подход вряд ли приемлет. Поэтому исследователи рассматривают социальную инфраструктуру интернета – просмотр обновлений в блогах друзей или роликов на YouTube — как приближённую альтернативу.
Комментарии (0)
RSS свернуть / развернутьТолько зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.