Когда в 1941 году в Германии был положен под сукно проект «Серебряная птица», казалось, что это закономерный провал чего-то безумного. Судите сами: задуманный в конце двадцатых годов Ойгеном Зенгером бомбардировщик-космолёт с ракетным двигателем, разгоняемый по земле на ракетных же салазках по рельсам до 500 м/с (1 800 км/ч), должен был летать на высоте до 280 км (орбита МКС) со скоростью до 6 400 м/с (23 000 км/ч). И всё это при стартовом весе в 100 т, из которых сухой вес — лишь 10 т, бомб — 6 т, топлива — 84 т. Набор огромной скорости ещё на земле, до включения двигателей, позволил иметь не слишком большие, по меркам начала сороковых, крылья размахом около 15 м при обшей длине в 28 м.
Казалось логичным, что на идею Зенгера ответили отказом: Германии внезапно пришлось догонять по военному производству значительно более отсталый в промышленном отношении Советский Союз, до таких ли нелепиц? Однако, как известно, догнать не получилось, поэтому инициативному Зенгеру удалось в 1944-м оживить проект как одну из вариаций псевдовагнеровской оперы «Оружие возмездия». Предполагалось, что он достигнет Нью-Йорка за считанные минуты, снижаясь из космоса до 40 км, «отскакивая» от плотных слоёв атмосферы и одновременно сбрасывая бомбы. Затем, имитируя камень, подпрыгивающий на волнах, ракетоплан должен был несколько раз подняться над атмосферой и опуститься, волнообразно планируя над планетой. Описав полный круг, «Серебряная птица» приземлялась бы на аэродром, чтобы потом отправиться на следующее задание.
Поскольку пилотируемый космический корабль сделать было намного сложнее, чем беспилотную баллистическую ракету, серьёзных работ не проводилось и дальше макета «Серебряная птица» не улетела: история, к счастью, отпустила рейху слишком мало времени. Предпочтение было отдано абсолютно реальному проекту верного члена НСДАП штурмбанфюрера СС Вернера фон Брауна, намечавшего стереть Нью-Йорк с лица земли при помощи A9/A10 (Projekt Amerika). Позже именно эта концепция положила начало космическим и баллистическим ракетам СССР, а затем — и США, увенчавшись на своем пике высадкой на Луну.
Что было бы, окажись машина построена в предложенном виде? В проекте, мягко говоря, много прогрессивных черт, но в целом продуманная тепловая защита на принципе радиационного рассеяния предназначалась для слишком малого воздействия при входе в атмосферу. Позднее компьютерное моделирование показало, что она расплавилась бы как раз над Нью-Йорком, то есть при попытке снижения. Проблема решалась: толщину защиты было не так уж сложно увеличить. Правда, и полезная нагрузка снизилась бы. Наконец, бомбардировка с 40 км была бы лишь условно прицельной. Не вундерваффе, но, бесспорно, добротный проект с продуманной концепцией многоразовости.
Однако «Серебряная птица» как второе концептуальное направление боевого освоения космоса, заложенное нацистской Германией, также не была предана забвению.
Именно в связи с ней в 1947 году будущего советского перебежчика Григория Александровича Токаева вызывали в Кремль. Сталин попросил его оценить возможность использования ракетного бомбардировщика Ойгена для нанесения ударов по США. А также заявил: «Самолёты Зенгера и их конструкция должны стать нашей ближайшей целью...» Неподдельный интерес советского лидера был связан с успехами его атомного проекта и складывавшимися проблемами доставки средств массового убийства в логово американского империализма. Тогда же Токаеву поставили задачу выкрасть из Франции находившегося там Ойгена Зенгера с понятной целью ускорения работ по проекту.
«Изъять» Зенгера не удалось, что для сталинских проектов типично. Однако (и это тоже типично) неудачи вызывали у Кобы приступы ещё более кипучей деятельности. Так что после изучения доставшихся советским войскам немецких чертежей проекта «Серебряная птица» в 1965 году СССР запустил проект «Спираль». Тоже горизонтально стартующий и садящийся, но двухступенчатый орбитальный гиперзвуковой самолёт. Вместо рельсов он должен был стартовать со спины сверхзвукового самолёта-разгонщика, а так — всё то же самое: мог бомбить и Нью-Йорк, и Канберру, и всё остальное. Как мы уже писали, маршал Гречко, незнакомый с историей «Серебряной птицы», не знал, что проект придуман учёными немцами, поэтому посчитал его фантазией и приказал копировать усилия учёных американцев по созданию шаттла. Круг замкнулся: советский потомок «Зильберфогеля» был свёрнут в пользу американского потомка того же проекта.
Да-да, а вы думали, что «преклонение перед иностранщиной» свойственно только СССР? В начале 1950-х компания Bell Aircraft создала BOMI (BOmber Missle), прямой клон проекта Ойгена. Но, как вы понимаете, американские военные не спешили: их устраивали дозвуковые ядерные бомбардировщики. В 1957 году стало ясно… в общем, вы сами понимаете, что стало ясно. Успех советского воплощения А9/А10 заставил США развернуть проект X-20 Dyna-Soar (произносится как «динозавр»). Чтобы избежать сложностей, разгон орбитального самолёта планировалось осуществлять ракетой «Титан», а затем, по Ойгену, «динозавр» должен был изображать подскакивающий на волнах камешек, сбрасывающий атомную бомбу на СССР и скачущий затем по прямой до посадки на родном аэродроме. Как и у «Зильберфогеля», предусматривалась система спасения пилота. Кстати, именно на этот аппарат начали тренировать Нила Армстронга. За счёт отсутствия бортового топлива X-20 Dyna-Soar должен был получиться компактным: 10,77 м длины (истребитель Второй мировой!), размах крыльев — 6,35 м (!), правда, и полезная нагрузка — только 450 кг, а экипаж — не более четырёх человек.
Но и в Америке нашёлся свой Гречко. Роберт Макнамара рвался догнать и, как завещал Джон Кеннеди, перегнать СССР в космосе, но самостоятельно стратегически планировать, без оглядки на гонку престижа, не хотел. Поэтому, убедившись, что в ближайшие год–два X-20 Dyna-Soar не полетит, он прихлопнул начинание в 1963 году. Вместо него открыл кучу других, которые потом пришлось всё равно сворачивать. Поэтому шаттл, позаимствовавший идеологию у той же X-20 Dyna-Soar, делали заново, начав аж в 1971-м, спустя несколько лет после предполагавшегося полёта X-20 Dyna-Soar. Закончить проект (и запустить первый шаттл) удалось только через десятилетие. Задержка была столь долгой, что, прикрыв полёты фонбрауновских одноразовых аппаратов, НАСА шесть лет не могло запустить человека в космос из-за отсутствия пилотируемых кораблей.
Задержка заставила спешить. Систему спасения экипажа отбросили как утяжеляющую и замедляющую разработку; конструкция аппарата была выполнена не по схеме с радиационным охлаждением, когда тепло теряется с излучением от металлического покрытия на основе молибдена, циркония и сплава рений-ниобий, а с теплопоглощающими керамическими плитками, без остекления пилотской кабины (оно требовало сбрасываемых щитков, а конструировать их было долго). Таким шаттл и вышел: без системы спасения, с периодически прогорающей теплозащитой, пытавшейся поглотить тепло от атмосферного нагрева, вместо того чтобы избавиться от него… Итоги известны: сгоревшие экипажи, остановленная программа. И США вновь вернулись в годы без самостоятельных пилотируемых полётов.
Вот так Макнамара вошёл в историю второй раз после развязывания Вьетнамской войны, а СССР в третий раз начал копировать проект «Серебряной птицы». На сей раз получился «Буран», но и его свернули. Впрочем, это не конец истории: в наши дни дорабатывается Dream Chaser, проект Sierra Nevada Corporation, проникнутый той же идеологией и создававшийся с прямой оглядкой на упомянутые инициативы.
В общем, история «Серебряной птицы» внушает немалый оптимизм, нет? Подумать только: несмотря на то что нашими шагами в космосе в конечном счёте руководят политики и военные, мы туда всё же попали! И, может быть, навсегда?
Копаст: compulenta.ru
Комментарии (1)
RSS свернуть / развернутьВ космической гонке, разгоревшейся полвека назад, участвовали две страны: Советский Союз и Соединённые Штаты. Мало кто догадывается, что к ней мог подключиться ещё один участник: Великобритания. В начале шестидесятых британские инженеры проектировали оригинальный космический корабль с нелепым названием MUSTARD (в переводе — «горчица».
Аббревиатура MUSTARD расшифровывается как Multi-Unit Space Transport And Recovery Device, то есть многокорпусное устройство космической доставки и возврата. Внешне аппарат напоминал гигантский самолёт. Или, точнее, стопку из трёх самолётов.
Каждый «самолёт», из которого состоит эта конструкция, снабжён собственным реактивным двигателем и по сути дела представляет собой ступень ракеты. Сначала британский шаттл летит на двигателях первой ступени, затем подключается другая. На высоте 45-60 тысяч метров над землёй первые две ступени отделяются и планируют на Землю.
Третья ступень продолжает полёт. Спустя десять минут она достигает орбиты вместе с грузом, весящим до 2,5 тонн. После этого третья ступень возвращается на Землю тем же манером, что и первые две: спускается, а затем планирует в атмосфере.
Проект был готов уже в 1964 году, то есть почти за пять лет до того, как NASA всерьёз занялась разработкой Space Shuttle. Если бы затею довели до конца, то MUSTARD оказался бы первым многоразовым космическим аппаратом. Однако для строительства шаттла требовались миллиарды фунтов стерлингов. Найти деньги не удалось.
«Какова вероятность того, что спустя 25 лет кто-нибудь будет писать о ещё одном упущенном шансе, а небо Британии будут бороздить космопланы, построенные в США и Японии?» — с горечью спрашивает автор статьи о MUSTARD, которую опубликовал в 1986 году британский журнале New Scientist.
Он напрасно волновался. 25 лет прошли, но в небе по-прежнему нет космопланов — ни американских, ни японских. Space Shuttle превратился в музейный экспонат и больше никуда не полетит. Всё в порядке лишь с упущенными возможностями.
drtot
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.