В театре «Сэндерс» Гарвардского университета (США) в двадцать первый раз прошла церемония вручения Игнобелевской премии.
Награда, как известно, присуждается журналом Annals of Improbable Research за научные достижения, которые сначала заставляют смеяться, и только потом — думать.
Самое, пожалуй, выдающееся исследование, которое удостоилось «Шнобелевки» на этот раз, посвящено тому, с какими типами пивных бутылок предпочитают совокупляться австралийские златки Julodimorpha bakewelli. Это поразительное наблюдение энтомологи Дэррил Гвинн и Дэвид Рентц выполнили почти 30 лет назад, но биологическая награда настигла их только этой ночью. Как выяснилось, бутылка должна быть коричневой и иметь определённого типа пупырышки на боку: они похожи на образования, которыми природа наградила надкрылья самок.
Учёные обратили внимание на этот феномен совершенно случайно, находясь на полевых исследованиях в Западной Австралии. Специалисты занимались изучением нюансов полового отбора у насекомых — и тут им на глаза попадается самец, пытающийся спариться с бутылкой, которая валяется на обочине! Самое печальное, что самцы не оставляли попыток зачать потомство с куском стекла, пока не погибали от истощения. (Разве это смешно, друзья?)
На эту тему высокоучёный дуэт опубликовал две статьи.
Другим лауреатом стал мэр Вильнюса (Литва) Артурас Зуокас, который прославился тем, что, рекламируя ненаглядного себя, проехался на бронетранспортёре по неправильно припаркованной машине. Премия вручена за демонстрацию эффективного решения проблемы незаконной парковки автомобилей повышенной комфортности. Неужели этот человек заслужил премию мира меньше, чем прошлогодний нобелевский лауреат Барак Обама?
Весёло-находчивый мэр Вильнюса попал в мировые выпуски новостей (страшное дело… кстати, он всё ещё мэр?):
Химическую номинацию выиграла группа японских изобретателей, которая придумала, как использовать васаби (острый хрен) в системе пожарной сигнализации. Учёные во главе с сотрудниками Университета Сига определили идеальную концентрацию васаби в воздухе, способную пробудить спящих людей во время пожара или другой чрезвычайной ситуации. Заявку на патент уже подали.
Вы ещё не пацсталом? Тогда вот вам. Анна Уилкинсон из Линкольнского университета (Великобритания) и её коллеги получили премию по физиологии за то, что им удалось доказать… незаразность зевоты у угольной (она же красноногая) черепахи.
В медицинской категории победили две (!) группы исследователей, которые независимо (!) друг от друга показали, что люди по поводу одних вещей принимают более осмысленные решения, а поводу других — не очень, когда испытывают позывы к мочеиспусканию. См. статьи здесь и здесь.
Психологом, достойным «Шнобеля», признан норвежец Карл Халвор Тейген, который пытался понять, почему люди вздыхают без видимых на то причин. Эх, сердечный вы человек, господин Тейген…
Литературной премии удостоен Джон Перри из Стэнфордского университета (США) за «теорию структурированного промедления»: дабы достичь высот, всегда концентрируйтесь на важных вещах, используя этот метод для… отлынивания от ещё более важных вещей!
Не обойдена вниманием и общественная безопасность. Джон Сендерс из Университета Торонто (Канада) обласкан за серию экспериментов, в которых человек ехал по оживлённому шоссе, а неправдоподобно огромный козырёк кепки периодически опускался, ослепляя его.
Физическая премия отдана французам, пытавшимся понять, почему у метателей диска временами кружится голова.
Лучшими «шматематиками» признан целый ряд «исследователей», рассчитавших конец света: Дороти Мартин (США, 1954), Пэт Робертсон (США, 1982), Элизабет Клэр Профет (США, 1990), Ли Чан Лим (Корея, 1992), Кредония Мверинде (Уганда, 1999) и Гарольд Кемпинг (США, 1994 и 2011).
Премия, несмотря на свой сомнительный характер, чрезвычайно популярна. В этом году семь лауреатов из десяти посетили церемонию за свой счёт. Кстати, на празднике бумажных самолётиков присутствовали семь настоящих нобелевских лауреатов.
Комментарии (0)
RSS свернуть / развернутьТолько зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.