Электронные госуслуги находятся в России в зачаточном состоянии, и главная причина, по которой «информационное общество» тормозит – это само государство. Так считают участники опроса, проведенного «КОРУС Консалтинг» в январе 2011 года. В опросе приняли участие 100 топ-менеджеров и руководящих сотрудников российских компаний.
В ходе исследования постарались выяснить, насколько государственные услуги в электронном виде могут быть востребованы обществом и почему их реализация идет настолько медленно.
82% опрошенных считают, что электронные госуслуги находятся в зачаточном состоянии, а оптимистов, которые оценили бы, что госсервисы работают на должном уровне, не нашлось вообще.
«Безобразно», «отвратительно», «невозможно развивать автоматизацию госуслуг с нынешним госаппаратом» — так характеризуют опрошенные руководители и специалисты российских предприятий уровень развития электронных госуслуг. Они полагают, что само государство – основной тормоз для развития электронного общества: 38% назвали противодействие бюрократии и отсутствие межведомственного взаимодействия основной причиной проблем. Еще 12% видят причиной пассивную роль государства. Сюда же можно отнести и те 28%, которые назвали некачественную реализацию сервисов — это тоже вина государства.
Среди других причин называют отсутствие у чиновников мотивации на оказание качественных услуг гражданам и бизнесу, некомпетентность лиц, принимающих решения в сфере информатизации, заинтересованность чиновников в получении взяток. Также, по мнению опрошенных, информатизация пробуксовывает из-за борьбы различных заинтересованных сторон (в том числе крупных транснациональных IT-компаний) за доступ к праву предоставления электронных услуг и получение соответствующих преференций.
Интересное мнение высказал один из специалистов: «На провалы в информатизации влияет низкая плотность населения страны и, как следствие, высокая стоимость информатизации страны в целом».
При этом незначительное большинство опрошенных (59%) верят, что внедрение электронных госуслуг может уменьшить коррупцию в стране. Эти данные коррелируют с данными ВЦИОМ от февраля 2010 года — по мнению 54% россиян, перевод госуслуг в интернет будет способствовать их доступности, упростит процедуру обращения в органы власти, сократит сроки рассмотрения бумаг. Интересно, что чуть меньше половины (41%) считает, что чиновники найдут обходные пути для личного обогащения в любом случае. То есть примерно в половине общества уже глубоко укоренено тотальное недоверие к представителям государства: «будут воровать всегда».
Далее выяснили личные предпочтения участников исследования – насколько они сами готовы получать электронные госуслуги. Большинство – 58% однозначно готовы, а еще 25% — попробовали бы. 60% опрошенных собирается воспользоваться порталом gosuslugi.ru (несмотря на крайне незначительный объем оказываемых на нем услуг).
Кстати, согласно тому же опросу ВЦИОМ, лишь 8% распондентов в феврале 2010 г. имели опыт обращения в органы власти за необходимой информацией или документами по интернету. Даже среди людей с высшим образованием таких набралось лишь 13%.
В первую очередь опрошенных волнует возможность получения паспортов и оформления виз через интернет. Затем – услуги по оформлению транспортных средств, получение справок, информация из архивов, сдача налоговой отчетности. Наименее интересно оформление пенсий и получение пособий.
С начала 2012 года жителям России будет выдаваться универсальная электронная карта, с помощью которой можно будет получать пенсии, платить налоги, а также расплачиваться в магазинах, как обычной банковской картой. Со временем количество госуслуг, которые можно будет получать по карте, должно достигнуть нескольких тысяч, такая карта может выполнять функции паспорта. 68% участников опроса «КОРУС Консалтинг» однозначно готовы к введению электронных паспортов. Только 3% опрошенных не стали бы доверять электронным ID в силу каких-либо религиозных соображений. Следует отметить, что в опросе принимала участие достаточно «продвинутая» часть российского общества, поэтому экстраполировать ответы на этот вопрос на всех россиян было бы неверно.
При этом участники опроса выражают опасение, что в случае ввода таких документов могут быть значительные нарушения закона о персональных данных — доступ к электронным базам довольно широкого круга лиц позволит при отсутствии контроля изменять любую информацию.
Резюмируя, можно сделать вывод, что образованные, живущие в городской среде россияне в целом готовы к введению «электронного правительства». Они с удовольствием примут участие в экспериментах, им интересно все новое и они считают, что интернет как средство коммуникации с государством гораздо удобнее, чем очередь в приемной чиновника. Но масштаб проблем, связанных с госинформатизацией, настолько обширен, что большинство опрошенных относятся пессимистично к ближайшим перспективам госуслуг в электронном виде.
P.S. Москвичам разрешили подавать заявления в загс через интернет
С 15 февраля 2011 года москвичам разрешено подавать заявления в загс через интернет. Об этом пишет «Московский комсомолец».
Электронное заявление желающие пожениться должны подавать ровно за три месяца до выбранной даты. Как уточняет «МК», из-за того, что 15 и 16 мая (воскресенье и понедельник) загсы работать не будут, по факту новой услугой можно будет воспользоваться не ранее 17 февраля. Кроме того, желающим будет предложено подать заявление «на три месяца вперед минус сутки» — если в конкретный день останется свободное время.
В эксперименте участвуют первый, третий, четвертый и пятый столичные загсы, а также Царицынский загс, но только в тех случаях, когда планируется провести выездное бракосочетание в музее заповеднике «Царицыно».
В Управлении загс также уточнили, что под электронную регистрацию будет отдана только часть времени, чтобы те, кто не пользуется интернетом, также имели возможность бракосочетаться. Кроме того, по словам сотрудников загс, орфографические ошибки, допущенные при составлении электронных заявлений не будут серьезным препятствием для проведения церемонии.
Новая услуга доступна на сайтах zags.mgportal.ru и zags.mos.ru. Подробная инструкция по регистрации приведена в статье «МК». При этом на момент написания новости, указанный раздел на сайте Управления загс Москвы «находится в стадии разработки».
В городе открылся первый в Кузбассе многофункциональный центр по предоставлению и оказанию государственных и муниципальных услуг. Он создан в рамках реализации программы «Электронное правительство», сообщает пресс-служба областной администрации.
Всего центр, на создание которого было направлено около 40 миллионов рублей, будет оказывать 96 видов государственных и муниципальных услуг.
Здесь всё организовано по принципу «одного окна», то есть создано единое место приема, регистрации и выдачи необходимых документов, куда человек должен прийти всего два раза: первый, чтобы написать заявление и сдать документы, а второй — чтобы получить нужный документ.
— Человеку теперь не нужно бегать то в управление муниципальным имуществом, то в архитектуру, соцзащиту, БТИ — документы сами будут «бегать» между ведомствами, в электронном виде, — пояснил губернатор Аман Тулеев.
В центре заключены соглашения с различными ведомствами об обмене документами (с Росреестром, центром технической инвентаризации, налоговой и миграционной службами, Пенсионным фондом, Роспотребнадзором).
Здесь же можно оплатить госпошлину, жилищно-коммунальные услуги, штрафы, оформить доверенность у нотариуса.
— Главное, что в новом центре люди смогут бесплатно оформить все необходимые документы, кроме госпошлин, без очередей, волокиты и нервотрепки. При этом коррупция полностью исключена: взятки давать некому, потому что весь процесс — от подачи заявления до выдачи готового результата — контролирует компьютер, он отслеживает, где находится документ в данный момент, проверяет сроки исполнения, — рассказали в пресс-службе АКО.
Комментарии (1)
RSS свернуть / развернутьВ городе открылся первый в Кузбассе многофункциональный центр по предоставлению и оказанию государственных и муниципальных услуг. Он создан в рамках реализации программы «Электронное правительство», сообщает пресс-служба областной администрации.
Всего центр, на создание которого было направлено около 40 миллионов рублей, будет оказывать 96 видов государственных и муниципальных услуг.
Здесь всё организовано по принципу «одного окна», то есть создано единое место приема, регистрации и выдачи необходимых документов, куда человек должен прийти всего два раза: первый, чтобы написать заявление и сдать документы, а второй — чтобы получить нужный документ.
— Человеку теперь не нужно бегать то в управление муниципальным имуществом, то в архитектуру, соцзащиту, БТИ — документы сами будут «бегать» между ведомствами, в электронном виде, — пояснил губернатор Аман Тулеев.
В центре заключены соглашения с различными ведомствами об обмене документами (с Росреестром, центром технической инвентаризации, налоговой и миграционной службами, Пенсионным фондом, Роспотребнадзором).
Здесь же можно оплатить госпошлину, жилищно-коммунальные услуги, штрафы, оформить доверенность у нотариуса.
— Главное, что в новом центре люди смогут бесплатно оформить все необходимые документы, кроме госпошлин, без очередей, волокиты и нервотрепки. При этом коррупция полностью исключена: взятки давать некому, потому что весь процесс — от подачи заявления до выдачи готового результата — контролирует компьютер, он отслеживает, где находится документ в данный момент, проверяет сроки исполнения, — рассказали в пресс-службе АКО.
Клиенты центра могут в любой момент получить информацию о стадии готовности документов (где сейчас его документы, какой специалист ими занимается, когда будут готовы). Для этого достаточно позвонить в центр или зайти на сайт организации.
drtot
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.