ACTA пришёл бесславный конец. Приговор окончательный, обжалованию не подлежит: по итогам обсуждения в Европейском парламенте 478 голосами против 39 было решено отклонить саму идею принятия ACTA.
ACTA (Anti-Counterfeiting Trade Agreement — Торговое соглашение по борьбе с контрафакцией) представляла собой лоббистскую инициативу главным образом крупных корпораций — поставщиков интеллектуальной и развлекательной продукции, которая в случае её согласования и подписания всеми заинтересованными сторонами предполагала принятие множества откровенно драконовских «антипиратских» мер, существенно ограничивающих граждан стран-подписантов в правах, или причинение им массы неприятностей. Например, предполагалась возможность досмотра электронных носителей при пересечении границы вплоть до исследования таможенниками легальности софта на ваших ноутбуках.
Разработка и согласование ACTA в 2007—2010 годах проводились негласно и непублично. Формат «соглашения» не предполагает ни общественного обсуждения, ни референдумов, ни прочей «ерунды». Доходило до того, что требования общественников раскрыть информацию об ACTA получали «отлуп» в духе того, что защита коммерческих интересов участников переговоров стоит выше интереса со стороны широкой публики.
В итоге, однако, черновик утёк в Сеть, и после этого ACTA как таковая привлекла к себе массу недружественного внимания со стороны правозащитников и борцов за свободу информации, таких, как EFF.
Аналогичные ACTA по назначению законопроекты SOPA и PIPA в США потерпели поражение — именно под давлением общественности (причём далеко не только американской).
ACTA не законопроект, однако и её принятие потребовало ратификации со стороны Европарламента. Ещё недавно у этого соглашения были все шансы оказаться принятым: в январе 26 стран Евросоюза уже были готовы подписать законопроект. Но тут начались протесты. Серьёзные протесты. Такие серьёзные, что лоббисты и их наниматели обомлели: казалось, что дело в шляпе, а тут шапками закидали и их самих, и законодателей.
В результате по итогам слушаний Европарламент вынес беспощадный вердикт.
ACTA, 2007—2012. Вечно жива в сердцах лоббистов. Увы, и вправду жива, поскольку её рьяные сторонники вполне открыто говорят, что те же по существу предложения будут поданы в будущем в законодательные органы разных стран в другом виде. Лоббисты Голливуда, коммерческих производителей ПО и звукозаписывающей отрасли по всему миру будут делать всё, чтобы добиться максимально возможных неприятностей для пиратов, до тех пор пока их работодатели не повылетают в трубу окончательно. Но, во-первых, это вряд ли случится в обозримом будущем, а во-вторых, от полного исчезновения этих отраслей мало кто и чего выиграет. Так что процесс явно затянется на долгие годы.
Копаст: computerra.ru
Комментарии (1)
RSS свернуть / развернутьАвтор: Юрий Ильин
Опубликовано 10.07.2012 в блоге автора (rss)
Не прошло и двух недель с момента провала в Европарламенте антипиратского торгового соглашения ACTA, как лоббисты задействовали резервный план. Как, в общем-то, и обещали. Новый вариант «старых песен о главном» носит название CETA, подаётся как соглашение между Канадой и Европейским союзом, и, как выяснили резонные люди, та часть, которая посвящена защите интеллектуальной собственности, дублирует ACTA — местами буква в букву (по ссылке выше приведено сравнение обоих проектов).
Судя по всему, план Б был готов заранее: недавно в Сеть утёк документ, датированный аж февралём 2012 года, из которого следует, что Евросоюз и Канада втихую договорились продублировать в CETA ряд положений ACTA — очевидно, чтобы иметь запасной вариант на случай провала ACTA.
Причины «стелить соломку» у заинтересованных сторон уже были и весьма существенные: в конце января ряд крупнейших сетевых ресурсов объвил «суточную забастовку» (так же, как русская Википедия сегодня; правда, увы, в одиночку), и это было лишь частью массированной общественной кампании, направленной против антипиратских законопроектов SOPA и PIPA, которые лоббисты Голливуда и звукозаписывающей отрасли из последних сил пропихивали через Конгресс США. Конгресс США в итоге отверг эти законы. Надо полагать, что авторы ACTA и CETA догадывались, что подобный вариант развития событий вполне вероятен.
И подстелили соломки.
Что любопытно, так это, что именно самые сомнительные и критикуемые положения ACTA — в том числе связанные с уголовным преследованием за нарушение прав на интеллектуальную собственность — в CETA и «сконденсировались.
Спрашивается, какой смысл в этом всём? Вполне конкретный и непосредственный. Как и ACTA — это «торговое соглашение», заключение которого в общем и целом не предполагает какого-либо общественного обсуждения (референдумов там всяких и прочей демократии), несмотря на то, что заключение этих соглашений может иметь вполне конкретные юридические и общественно значимые последствия.
ACTA готовилась и обсуждалась в обстановке почти военной секретности, в надежде, что общественность удастся поставить перед фактом уже после принятия этого соглашения. Увы, шило в кармане брюк утаить не удалось — утечка произошла, после чего над злополучным «торговым соглашением» начали сгущаться тучи.
А это означало что «спецоперация» по проталкиванию «драконовских» нормативов по защите копирайта повисла на волоске. Не исключено, что ACTA в итоге была вообще «застрельным» вариантом, средством отвлечения внимания. Как только Европарламент отклонил этот проект, пришло время CETA. И скорее всего, это не единственный такой козырь в рукаве у лоббистов. В том или ином виде, не мытьём так катаньем, медийные корпорации будут добиваться принятия выгодных для себя правил игры до тех пор, пока у них будет такая возможность.
drtot
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.