По данным опроса Союза потребителей России, за последний год с некачественными товарами и услугами, в первую очередь с недоброкачественными продуктами питания, сталкивались 80–85% опрошенных. Мне, например, пришлось столкнуться дважды, причем не на рынке и не в непритязательной соседней палатке, а в знаменитом фирменном магазине и в одном из самых дорогих московских супермаркетов. Обратно залежалые продукты взяли без возражений, но снять с продажи всю партию отказались, объяснив, что не хотят терять поставщика.
Кому нужны поставщики недоброкачественного товара – ну, не покупателям же. Дискуссия закончилась, как и следовало ожидать, победой российской торговли, а не ее жертвы. Что подтверждает данные Союза потребителей России, куда обращаются за помощью лишь 5% пострадавших: борьба с нашим непредсказуемым бизнесом может принести вред здоровью еще больше, чем его торговые выкидыши.
С государственным контролем безопасности ситуация давно анекдотическая: проверка разрешается раз в три года и не внезапная, а после предупреждения за две недели. Конечно, если не по требованию прокуратуры. При такой постановке вопроса требования прокуратуры возникают все чаще – то детишки в лагере отдыха массово полегли от пищевой инфекции, то отравился обедом целый взвод солдат. Полномочия Роспотребнадзора все урезаются и урезаются и передаются в ведение безразмерного Минздравсоцразвития, которое теперь еще и санитарные нормы и правила устанавливает. Может, конечно, тамошние специалисты смотрят на дело шире, чем угнетенные медицинским образованием сотрудники Госсанинспекции, но почему-то неприятных инцидентов становится несопоставимо больше.
Призыв не кошмарить бизнес реализовался, но оборачивается порой кошмаром для потребителя. На это в конце концов обратили внимание уже и высшие власти. В январе 2012 года на заседании президиума Государственного совета, посвященном усилению государственных гарантий защиты прав потребителей, Дмитрий Медведев сказал: «Потребитель должен быть в полной мере защищен от недобросовестных производителей и продавцов».
Наш президент часто говорит правильные слова. Только вот как бедному потребителю защититься? Хотя бы от того, что наносит прямой вред здоровью: от поддельных лекарств, от недоброкачественной пищи, содержащей недопустимые ингредиенты, от несбалансированного детского питания. По данным Роспотребнадзора, около 50% продающихся в стране товаров не соответствует нормам безопасности и качества. По данным Ростеста, таких товаров еще больше – 60–80%.
Система добровольной сертификации – это подтверждение соответствия заявленному качеству. Желающих получить такое подтверждение не просто мало, но очень мало. На данный момент число компаний, получивших сертификат соответствия, не превышает 5%.
Пока власти произносят правильные слова, активизируются общественные организации, пытаясь повлиять на маломощную практику защиты потребителя. В прошлом году объединением ряда независимых экспертных организаций был создан общероссийский проект «Знак здоровья» для проведения независимой экспертизы качества товаров, имеющих прямое отношение к здоровью человека (пищевые продукты, детское питание, безрецептурные лекарства, лечебная косметика и т.д.). Прошедшие такую экспертизу товары получают «Знак здоровья». То есть можно быть уверенными в их доброкачественности. На прошлой неделе «Знак здоровья» получили очередные производители в восьми номинациях. Мы не будем их перечислять, чтобы не делать рекламу, они сами, надо думать, сообщат, что получили «Знак здоровья».
Конечно, безопасными для здоровья и доброкачественными должны быть все товары, но пока хотя бы так. Учредитель «Знака здоровья» – национальный проект «Россия против контрафакта». В беседе с обозревателем «НГ» глава «России против контрафакта» доктор экономических наук, профессор Леонид Тавровский подчеркнул, что считает отмену обязательной сертификации ошибкой. «За два года, прошедшие после принятия этого решения, количество фальсифицированной, контрафактной продукции, число вызванных этим отравлений возросло в десять раз. Соответствие заявленному качеству должно проверяться всегда, притом в аккредитованных лабораториях, оснащенных удовлетворяющим нормам и требованиям аппаратурой, по узаконенной методике, как это было в Госстандарте. Это очень большая работа, которой никто не хочет заниматься, ведь она не дает денег. Сначала ликвидировали Госстандарт, теперь отбирают полномочия у Роспотребнадзора, ссылаясь на то, что необходима свободная конкуренция на рынке. Но недопустимо положение, когда свобода бизнеса оборачивается ущербом для здоровья населения».
Копаст:: ng.ru
Комментарии (0)
RSS свернуть / развернутьТолько зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.