PSNet, developing for LiveStreet CMS

Запостить!

Amiga, ZX Spectrum: были, есть, будут?!

Amiga: обогнавшая своё время и застывшая в безвременьи
ZX Spectrum как школьный компьютер

Авторы: Юрий Ильин, Владимир Булчукей

Лавина материалов, посвящённых так и не закатившейся окончательно звезде ZX Spectrum, заставляет вспомнить другую компьютерную марку – Commodore Amiga. Если «Спектрум» – образец демократичности, то Amiga, несмотря на игривое название («Подружка» на испанском), как раз-таки аристократ. Технологически Amiga сильно обогнала своё время, и это стало причиной её фактического провала. Но, как и в случае с ZX Spectrum, оказавшись на самом краю небосвода, Amiga упрямо не желает кануть в Лету. На конец этого года намечен… А впрочем, давайте обо всём по порядку.

Итак, Amiga – проблемное детище знаменитого разработчика микросхем Джея Майнера (Jay Miner), бывшего сотрудника компании Atari. Из Atari Майнер ушёл в начале 1980-х – тогда же, собственно говоря, оттуда ушли и многие другие разработчики: слишком затхлой стала атмосфера в компании, где власть захватили управленцы в пиджаках, а основателя – Нолана Бушнелла – выставили вон.

Джей Майнер (1932-1994).

У Майнера и помимо взаимонепонимания с начальством был довольно ощутимый повод уйти на вольные хлеба: он был одержим идеей шестнадцатибитного компьютера, в то время как Atari на тот момент доминировала в восьмибитной нише и вылезать из неё не собиралась. Руководство компании посчитало, что время для шестнадцатибитных машин ещё не пришло, да и жалко было тратить деньги на «сумасшедшую идею». Майнер ахнул дверью.

Несколько других выходцев из Atari впоследствии основали знаменитую ныне компанию Activision и обратились к Майнеру с предложением сделать игровую консоль, которая «ушьёт» всех конкурентов. Майнеру эта идея не очень нравилась – он хотел именно компьютер, но в итоге он со своими соратниками решил пойти кружным подкопом: формально он разрабатывал именно игровую консоль, но такую, чтобы её «лёгким движением» можно было превратить в полноценный компьютер.

Тут – и кстати, и некстати – случился кризис видеоигровой отрасли 1983 года, так что Майнеру уже ничто не мешало заканчивать проект, уже как было задумано изначально. Ничто, кроме недостатка денег.

На помощь, после долгих и драматичных пертурбаций, пришла компания Commodore, выкупившая Amiga Corporation со всеми потрохами.

В 1985 году новая чудо-машина – Amiga 1000 – увидела свет. И вот ведь злая ирония судьбы: в Atari думали, что для шестнадцатибитных компьютеров время ещё не пришло (поэтому не хотели связываться с проектом), и в итоге Amiga 1000 действительно существенно опередила своё время, практически по всем показателям «уделывая» конкурентов.
Amiga: компьютер, обогнавший своё время и застывший в безвременьи

Amiga 1000.

Самый мощный на тот момент процессор – Motorola 68 000, системная логика с отдельными процессорами для работы с видео и аудио, с качеством, беспрецедентным даже для того ценового диапазона, в котором находилась Amiga 1000 (а стоила она в ту пору 1 500 долларов, то есть совсем немало для домашнего компьютера). Наконец, операционная система с поддержкой многозадачности – на тот момент что-то из области «так не бывает».

В результате Amiga обрела успех не только среди зажиточных людей, способных позволить себе дорогостоящий и мощный домашний компьютер (даром что Commodore изначально его позиционировал как компьютер для бизнеса), но и у суровых профессионалов, работавших с графикой и видео, – кажется, это был первый бытовой персональный компьютер, на котором можно было монтировать видео…

…И работать с трёхмерной графикой. Именно на Amiga зародились такие пакеты, как LightWave 3D и Aladding 4D. Оба продолжают вполне неплохо существовать, кстати, хотя, конечно, пользуются уже куда меньшей популярностью, чем нынешние отраслевые стандарты. Но, кажется, все современные 3D-пакеты продолжают поддерживать импорт из LightWave 3D.

Amiga OS 4.

В то время как Amiga 1000 и её наследники до Amiga 4000Т включительно (1994 год) были поистине «монстрами», куда большим успехом пользовались бюджетные варианты Amiga 500 и Amiga 1200.

Пик популярности пришёлся на начало 1990-х, но закончился очень быстро – вместе с компанией Commodore, обанкротившейся в 1994 году. Её активы перекупила немецкая фирма Escom, создавшая дочернюю компанию Amiga Technologies, которая выпустила последнюю «настоящую» Amiga 4000T на базе процессора Motorola 68060. В 97-м году и Escom вылетел в трубу, а бренд Amiga перешёл во временное, как выяснилось, владение Gateway 2000. Руководство Gateway долго рассказывало о грандиозных планах относительно Amiga, а затем, в 2000 году, продала его, так и не выпустив никакой новой продукции. При этом у Gateway осталось несколько патентов на разработки Amiga.

Возникшая впоследствии компания Amiga Inc. выписала производителям компьютеров Eyetech Group и A-Eon Technology право на выпуск новых компьютеров под брэндом AmigaOne – это были уже машины на базе PowerPC. Особой популярностью они не пользовались.

Казалось бы, вот и конец фильма. Оказалось, что нет. Amiga Inc. предложила бельгийской корпорации Hyperion Entertainment, которая поначалу специализировалась на портировании игр для Windows на Amiga, Mac и Linux, заняться разработками операционной системы Amiga OS 4, за что та и взялась.

Это привело ко множеству последующих скандалов и судов, но в 2009 году Hyperion и Amiga Inc., кажется, окончательно договорились о распределении прав.

А Amiga OS 4 продолжает существовать (сейчас поддерживаются только процессоры PowerPC) – последний стабильный релиз состоялся, вы не поверите, 30 апреля 2010 года. «Жизнь после смерти» затянулась.

AmigaOne X1000 caseИ грозит затянуться ещё дольше: в 2009 году Hyperion Entertainment и компания A-Eon Technology объявили о заключении стратегической сделки, нацеленной на создание принципиально нового компьютера под брэндом Amiga – AmigaOne X1000, который будет работать под управлением Amiga OS 4.

Заявленные системные требования выглядят вполне презентабельно для нынешних времён: процессор PA Semi Dual-core PA6T-1682M, 2,0 ГГц номинально (1,8 ГГц стандарт) PowerISA™ v2.04+; специальный сопроцессор «Xena» 500 МГц XMOS XS1-L2 124.

Видеокарта ATI Radeon R700, 2 Гбайта оперативной памяти, 500-Гбайтный жёсткий диск, 7.1-канальное HD-аудио. И какое-то сумасшедшее количество разъёмов – одних только USB будет 10 штук.

В Рунете, где, казалось бы, Amiga далеко не так хорошо известна, как тот же «Спектрум», например, даже есть свой «Информационный центр Амига» – Amiga.org.ru, весьма активно обновляющийся.

К сожалению, не очень понятно, на что рассчитывают создатели новой «Амиги». На ностальгирующих? – да так ли их много, чтобы окупить расходы на создание нового компьютера? В массовом сознании, кажется, давно остались только PC и Mac, а что сверх того, так от лукавого. Кто будет писать софт для этой платформы? Без него её существование будет бессмысленным…

Но почему-то – совершенно иррациональным образом – хочется пожелать воскресателям «Амиги» удачи и успеха.

***************************************************************************

Владимир Булчукей – школьный учитель, организатор фестиваля ArtField и последний администратор ZXNet, рассказывает о своём опыте использования компьютеров ZXSpectrum и MSX в качестве машин для компьютерных классов в школе и Политехе.

История компьютеризации школы сложилась причудливо для спектрумиста, но вполне закономерно для страны: к периоду, когда в Советском Союзе всерьёз заговорили о «Спектруме» и начали воплощать его из разговоров в конкретные модели, уже была внедрена серьёзная платформа MSX – хоть и построенная на том же процессоре Z80A, но несравненно более мощная по графике. Даже на «голой» MSX машине можно было работать в классе: встроенный Бейсик, встроенная поддержка локальной сети, матричный принтер (это вообще было маленькое чудо). О дискетах поначалу не заикались (в год выделялось три 720-килобайтных дискеты, а цена одной доходила до 20 советских рублей), но записывать программы на магнитофон можно было даже с любой ученической машины.

За всем этим программным богатством стоял будущий софтверный гигант Microsoft. Когда в школы начали поставляться компьютеры MSX-2, их поддержку немедленно взяли на себя МГУ и другие отечественные научные центры. К 1988 году под «Ямаху» MSX-2 было написано уже столько всего, что того задела хватило на всю долгую аппаратную жизнь компьютера. Его надёжность оказалась настолько высокой, что последние классы MSX-2 списывали на рубеже двадцать первого века.

А для «Спектрума» 1988 год был только стартом. Его осваивали радиолюбители-самодельщики, им на пятки наступали игроманы, быстро заметившие то огромное количество игр, загружать которые можно было даже с кассеты. Взрослые люди вспоминали подзабытый английский и учились подстраивать отвёрткой магнитофонную головку воспроизведения.

Ни о каком образовательном применении на таком уровне не могло быть и речи. Я притащил свой «Спектрум» в школу тогда вовсе не ради уроков – как игрушку для группы продлённого дня. Первую серьёзную программу, хоть как-то имевшую отношение не к играм и использованную в школе, я написал в 1991 году. Программа превращала «Спектрум» с большим телевизором в электронное табло для игры (опять-таки для игры!) «знатоков», походившей сразу на всё пёстрое множество интеллектуальных поединков, показываемых по телевидению, подсчитывала всякие там средние баллы и поражала всех настоящей бегущей строкой.



Перед «Ямахой» вся эта громоздкая конструкция имела одно неоспоримое преимущество: телевизор с большим экраном. Да и горизонтальную бегущую строку на Спектруме сделать намного проще, чем на
MSX.

На меня продолжали в школе смотреть как на электронщика-самодельщика, и так продолжалось ещё очень много лет. «Лихие девяностые» с их «диким рынком» привнесли всё же одно замеченное лишь посвящёнными явление, разбавившее черноту повседневной действительности: на спектрум-совместимые компьютеры и, главное, на отечественные пятидюймовые дисководы сложилась реальная цена, позволившая обзаводиться компьютерами со 128 килобайтами памяти и дисководом за зарплату, а не за сверхдоходы.

Быстро рос круг начинающих пользователей, центр которого стремительно смещался к детям. Но для школы ZX-поезд уже безвозвратно ушёл. В 1992-1998 годах для государственной школы приоритетом был вопрос выживания, а не компьютеризации.



Я вообще слабо представляю, как в середине девяностых, без Интернета, без публикаций в прессе могла быть достигнута хоть какая-то известность. 1996 год. Три года как канула в Лету небольшая фирма, в которой я непродолжительное время подрабатывал «спектрумистом», хоть это и не профессия.

Незнакомые люди, проявившие до сих пор непонятную мне настойчивость, чтобы стать знакомыми, в числе прочего вывели меня на Политехнический музей, причём буквально так: «Вас там уже ждут!» Оказалось, действительно ждут. В музее работала негосударственная организация, не просто арендовавшая площади, но удачно встроившаяся в музейную иерархию.

В значительной степени именно её усилиями в музее появились зал ретрокомпьютеров, на действующих экспонатах которого можно было и поиграть, и учебный класс (как сейчас бы сказали, кабинет информатики).

Во главе «учебной части» стоял единственный человек – Артур Викторович Александров, молодой специалист, поражавший своей энергией. У него уже был, так сказать, «платежеспособный контингент» лет от девяти и старше, но преподаватель сразу стал смотреть на меня как на товарища, а вовсе не как на конкурента.



Встроенный в ZX Spectrum язык программирования BASIC, загружаемый графический редактор Art Studio, несколько очень неплохих текстовых редакторов… Все они были «замечательны» как образовательные ресурсы: дикая платформенная зависимость, а интересность, если была, позволяла освоить их и самостоятельно. Мечтой Артура Александрова был язык LOGO: если его подружить с дисковым ZX Spectrum – вот она, ещё никем не занятая ниша, в которую можно удачно вторгнуться.

Если кто-то думает, что ЛОГО – это всего лишь черепашка, оставляющая за собой нарисованный след, пусть узнает, что язык содержит великолепное подмножество средств для работы со строками и логикой, что даже интереснее, чем работа с графикой и числами. И доступно даже ребёнку, и не только доступно, но может быть увлекательно, как игра.

Если заставить ЛОГО от Ямахи работать на Daewoo CPC-400, который хоть и тоже MSX-2, но отличается по архитектуре, а оргинальный «кассетный» LOGO – на «Спектруме» с дисководом и TR DOS, можно спокойно набирать класс учащихся, желающие есть. Этой работой и предстояло заняться мне.




Пришлось заново заточить скальпель хакера и несколько дней посвятить программной патологоанатомии. «Мой» LOGO под TR DOS полноценно работает с диском, реализованы все операции записи-загрузки для программ, процедур, данных. LOGO для CPC-400 – слепок с LOGO для Ямахи, просто адаптирован под архитектуру, без серьёзного вмешательства в код.

Погоняв пару занятий черепашку, я предложил пацанам… поболтать с компьютером, как с приятелем. Это как?! А давайте мы его сами и научим. «Кто мы?» – «Стас, Виталька, Димка». «Сколько нас?» – «Нас трое». Ну, и так далее, всё-таки нас было не трое, а намного больше…

Научили и с днём рождения поздравлять, и даже напоминать о нём. В Бейсике-то только командовать можно: «Пойди туда, сделай то». А тут вопрос-ответ. Да позаковыристей. Успех говорящей черепашке был гарантирован.

Программирование обработки строковых данных десятилетние мальчишки схватывали на лету. Скажу по секрету, мы то и дело менялись местами с классом Артура Викторовича, работавшим на MSX-2: «их» ЛОГО не только помощнее, но и грамотно русифицирован. На «Спектруме» мы по большей части только рисовали черепашкой. В качестве методического пособия я использовал книгу Дьяконова с непритязательным названием «Язык программирования ЛОГО».

В наши дни в общеобразовательных школах используют «Логомиры» на обычных персональных компьютерах, созданы современные научно проработанные методики, выросшие явно не из любительского творчества в Политехе. Но свой пробный шар мы тогда всё же запустили.

Политех не школа, тут двоек не ставят! В результате в набранном мною классе сложилась удивительная атмосфера дружбы и своеобразного равноправия, невозможного в школе, отголосками которых я стараюсь дорожить и поныне. Сейчас для меня это главный результат той работы… Даже, наверно, не работы, а части жизни. Из той жизни остались лица, имена, стихи. Не только чёрно-белые плёночные фотоснимки.

Одновременно с учебными занятиями в Политехе занимались и ремонтом «Спектрумов», и торговлей софтом, литературой. Из юных завсегдатаев игрового зала и компьютерного класса сложилась значительная часть того будущего Сообщества, которое объединилось в сеть ZXNet, а затем продолжилось в Интернете.

Копаст: №1, №2
  • +6
  • 23 апреля 2011, 19:59
  • drtot

Комментарии (0)

RSS свернуть / развернуть

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.