«Всё время важно не потерять «энергию заблуждений», как говорил Толстой. Вот эту энергию не потерять, чтобы сам себе не стал скучен, неинтересен, и как-то достойно дожить жизнь — это главная задача», — говорил Михаил Козаков
Великий актер и режиссер Михаил Козаков скончался после продолжительной и тяжелой болезни. Печальное известие пришло из Израиля в пятницу вечером, где Козаков лечился последние месяцы. Ему было 76 лет.
Родным и близким актера выразили глубокие соболезнования Дмитрий Медведев и Владимир Путин. Глава Минкульта Александр Авдеев назвал уход Михаила Козакова большой потерей для отечественной культуры. По словам министра, актёр хранил традиции российской интеллигенции, и это проявилось во всём его творчестве.
На экранах Михаил Козаков впервые появился еще студентом в 1956 году и с тех пор успел создать массу блистательных образов на сцене и в кино. Он сыграл более 60 ролей в кино, на его счету около 30 режиссерских работ.
Окончив школу в Ленинграде, Козаков уехал в Москву и поступил в школу-студию МХАТ. А сразу по ее окончании, осенью 1956 года, уже сыграл Гамлета на сцене театра Маяковского. В том же году дебют в кино — в драме Михаила Рома «Убийство на улице Данте». Эта роль принесла Козакову ошеломительный успех. Спустя пять лет на экраны вышел едва ли не первый советский научно-фантастический триллер «Человек-амфибия», где Козаков блестяще сыграл злодея Педро Зуриту. Друг за другом на экран выходят «Соломенная шляпка» с целой россыпью звезд советского кино и, конечно, «Здравствуйте я ваша тетя».
Хороший актёр – плохой режиссёр. Козаков этот распространенный стереотип с легкостью опроверг. Он дебютировал как режиссёр в 1978 году, поставив фильм «Безымянная звезда», где сыграл одну из главных ролей вместе с Анастасией Вертинской и Игорем Костолевским. Следующая лента «Покровские ворота» и вовсе разошлась на цитаты, как и многие роли Козакова.
«В 1981 году ностальгически я вспомнил конец 50-х годов, когда была вера в социализм. После смерти Сталина, в хрущевскую оттепель была такая наивная вера в социализм с человеческим лицом, и нам казалось, что это возможно. Но Маргарита Павловна потом говорит Костику, если вы помните фильм: «А поговорим лет через двадцать пять». И вот через двадцать пять лет я снимаю картину, что эти мечты оказались иллюзорными", — говорил в одном из интервью Козаков.
Когда фильм только был снят, его появление на экране было под большим вопросом. Руководство советского телевидения обвинило Козакова в сатире на общественный строй и искажении образов советских людей. В итоге картина увидела свет лишь благодаря постановлению ЦК КПСС о кинематографе с требованием выпускать больше кинокомедий.
Михаил Козаков часто круто менял свою жизнь. В 91-м он удивил многих своих друзей и коллег, уехав в Израиль. Там Козакову фактически пришлось начинать жизнь заново. Ему, немолодому уже человеку, пришлось привыкать буквально ко всему: новому театру, климату, учить язык. На сцене камерного театра в Тель-Авиве Козаков в роли Тригорина играл в чеховской «Чайке». Текст был на иврите, который, по собственному признанию актера, давался ему с огромным трудом. Параллельно с работой в театре Козаков вел первую русскоязычную программу на израильском телевидении. И все-таки переезд в Израиль был мерой вынужденной, и через четыре года Козаков вернулся в Россию. Он говорил, что Израиль ему понравился. Он сам себе не понравился в Израиле.
Он много работал, снимал и снимался, играл в театре, сменил несколько сцен. Сделал восемь поэтических программ: читал Пушкина, Тютчева, Ахматову, Бродского. Читал так, как никто другой, говорили зрители. «Так, как будто служу мессу, как священник», — говорил сам Козаков.
Последние годы Козаков часто говорил, что устал. Почти все роли, которые он хотел, сыграл, все фильмы снял, спектакли поставил. Тем не менее, продолжал работать сначала в собственной антрепризе, а одними из последних стали театрально-музыкальная композиция «Дуэт для голоса и саксофона», где он читал стихи Иосифа Бродского, под аккомпанемент Игоря Бутмана, роль Шейлока в «Венецианском купце», моноспекталь «Ниоткуда, с любовью».
«Всё время важно не потерять «энергию заблуждений», как говорил Толстой. Вот эту энергию не потерять, чтобы сам себе не стал скучен, неинтересен, и как-то достойно дожить жизнь — это главная задача», — говорил Михаил Козаков.
В конце января этого года стало известно, что Михаил Козаков госпитализирован в Израиле. У него был рак легких в последней стадии. В пятницу вечером пришло сообщение, что он скончался. Дата и место похорон пока не известны, но сам Михаил Козаков всегда просил, даже если ему случится умереть вдали от России, обязательно похоронить его на родине, на московском Введенском кладбище, где покоится его отец.
ПРОГОЛОСОВАТЬ ЗА ЛУЧШУЮ КИНОРОЛЬ МИХАИЛА КОЗАКОВА
Копаст:
aif.ru
Комментарии (0)
RSS свернуть / развернутьТолько зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.