Масштабная утилизация боеприпасов, развернутая Министерством обороны РФ на 60 армейских полигонах, вызывает столь же масштабное недовольство.
«Взрывной» деятельностью военного ведомства возмущено не только население, страдающее от рукотворных землетрясений. Недовольны представители заводов боеприпасной отрасли и руководители регионов. Cразу несколько губернаторов потребовали от военного руководства страны прекратить утилизацию боеприпасов (БП), при которой существует угроза населению, нарушается экологический баланс и возможны техногенные катастрофы.
Губернатор Кузбасса Аман Тулеев в письме на имя министра обороны Анатолия Сердюкова предупредил о возможности обрушения угольных шахт в регионе в результате подрывов БП на Юргинском полигоне.
На днях на полигоне прогремел взрыв такой мощности, что в домах окрестных сел вылетели стекла, а в некоторых угольных шахтах сейсмографы зафиксировали колебания почвы. «Минобороны не понимает, что действия военных становятся неуправляемыми. Это беспредел, который узаконили. Все работы по утилизации отдали на откуп исполнителей, и создается впечатление, что работы ведутся по принципу «кто больше взорвет». При возникновении проблем на угольных предприятиях области, связанных с обрушениями, ответственность должно нести Минобороны», – считает Тулеев.
Ранее аналогичное письмо губернатор отправил президенту Дмитрию Медведеву. Реакции из Кремля пока не последовало. Более того, взрывы на Юргинском полигоне стали мощнее. О схожих проблемах заявляют местные руководители в Забайкалье. Мэрия Петровск-Забайкальского, вблизи которого также происходит утилизация БП, направила губернатору Забайкальского края Равилю Гениатулину обращение с просьбой согласовать с командованием Восточного военного округа уменьшение суточной нормы подрыва утилизируемых боеприпасов на полигоне. «Массовые жалобы жителей города на последствия подрывов устаревших снарядов начались с октября», – уточнили в муниципалитете. По данным городских оперативных служб, взрывными волнами повреждаются кладки печей, печных труб и фасады жилых домов, в квартирах и подъездах лопаются стекла. «В списке пострадавших уже более 25 строений. Кроме того, зафиксирован факт вывода из строя взрывной волной двух глубинных насосов на городском водоводе. Более того, в результате одного из мощных подрывов лопнула дымоходная труба Центральной городской котельной и пошли трещины между панелями одного многоэтажного дома», – отмечают в мэрии города.
Увеличением мощности взрывов на Шиловском полигоне под Новосибирском озабочен и губернатор Новосибирской области Василий Юрченко: «В минувшие выходные отголоски взрывов ощущали жители Новосибирска. Новосибирская область – это не боевая зона по утилизации». Юрченко подписал телеграмму на имя главкома Сухопутных войск с требованием принять срочные меры для завершения работ по утилизации боеприпасов на Шиловском полигоне в кратчайшие сроки.
В группе информационного обеспечения Центрального военного округа (ЦВО) сообщают, что «взрывы закончатся не раньше 10 ноября», то есть как минимум через две недели. Когда этот процесс завершится в Восточном военном округе – неизвестно. Но к началу декабря должна закончиться утилизация БП под Санкт-Петербургом в Западном военном округе. Жители Северной столицы, которые слышат взрывы, тоже недовольны. Впрочем, губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко утверждает, что утилизация боеприпасов проводится в соответствии с требованиями экологов и под контролем прокуратуры, так что волноваться нечего.
При этом утилизация БП нередко сопровождается ЧП. 17 октября в Улан-Удэнском гарнизоне во время подрыва боеприпасов погибли два офицера. В конце августа на военном полигоне «Ашулук» в Астраханской области при взрыве боеприпаса погибли шесть военнослужащих. Всего же за минувшие 10 лет на военных арсеналах случились 12 серьезных ЧП. Только в этом году взорвались и практически полностью уничтожены 99-й арсенал в поселке Урман в Башкирии и 102-й арсенал в поселке Пугачево в Удмуртии.
Эксперты видят только один выход из ситуации – утилизацию должны проводить не военные, тем более не солдаты срочной службы, а предприятия боеприпасной отрасли, как происходит во всем мире. Именно об этом говорили на прошедшей в Москве Международной конференции по проблемам безопасной технологии утилизации боеприпасов в арсеналах на территории России и СНГ.
Олег Бочкарев, курирующий в военно-промышленной комиссии при правительстве РФ боеприпасную отрасль, считает, что подрывы старых БП неизбежны. Их хранение представляет большую опасность. К сожалению, отметил Бочкарев, при этом наносится серьезный удар по экологии, безвозвратно теряется значительное количество цветных и черных металлов, а также взрывчатых веществ, которые могут быть переработаны. Логичнее утилизировать боеприпасы там же, где их производили, – на промышленных предприятиях. В отдельных случаях предлагается строить прямо на территории арсеналов модульные установки для опять же промышленной ликвидации взрывоопасных изделий. Такие проекты есть. Бочкарев уверен в том, что эту задачу решить удастся. Только когда это произойдет?
По информации председателя Всероссийского профсоюза работников оборонной промышленности Андрея Чекменева, в Гособоронзаказе на этот год и последующую трехлетку на эти цели деньги не заложены. При этом путем массовых подрывов идет массовая варварская утилизация БП, которая перманентно сопровождается гибелью военнослужащих, происшествиями, экологическими катастрофами и т.п. Чекменев считает, что правительству и президенту стоит обратить на эту проблему более пристальное внимание. И начать цивилизованную утилизацию БП.
А пока ситуацией пользуются нечистые на руку дельцы. К примеру, по данным военных следователей Псковского гарнизона, здесь группа офицеров инженерной службы одной из воинских частей производила «приписки в акты выполненных работ по обезвреживанию и уничтожению взрывоопасных предметов». При этом установлено, что количество фактически обезвреженных взрывоопасных предметов составило 2,5 тыс., в то время как по актам значится 54 тыс. единиц. «На основании этих документов указанным лицам незаконно выплачено более 2,6 миллиона рублей, которыми они распорядились по своему усмотрению». А вдруг эти приписанные виртуальные боеприпасы где-нибудь «оживут», как это случилось недавно в Астрахани? Здесь некоторые офицеры с полигона «Ашулук» продали на металлолом около 30 тонн осколков снарядов, а также неразорвавшихся боеприпасов. Сейчас этими военными занимается следствие.
Копаст:
ng.ru
Комментарии (0)
RSS свернуть / развернутьТолько зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.